Музыкальные переменки. Литература и музыка…

   Часто музыка становится импульсом к написанию замечательных литературных произведений. Нередко бывает и наоборот: литература вдохновляет композиторов на создание симфоний, опер, балетов, мюзиклов, песен. Музыканты будто спорят с писателями, немного меняя  сюжет, обостряя конфликты, переосмысливая героев литературных произведений. Но бесспорным остается одно – появляется еще одно гениальное творение. Так, например, великий роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» нашел свое отражение в великой одноименной опере С.С. Прокофьева. Александр Бородин создал оперу «Князь Игорь» на основе сюжета «Слова о полку Игореве».

    В течение предметной недели русского языка и литературы, на переменах после 2 и  3 уроков, кадеты знакомились с фрагментами из великих опер, написанных на основе шедевров русской и зарубежной классической литературы.  Из творчества Н.А. Римского-Корсакова ребята познакомились с увертюрой из оперы «Садко» («Океан – море синее»), созданной на основе одноименной русской былины «Садко», прослушали пьесу «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Автором литературного произведения с таким же названием, как мы знаем, был А.С. Пушкин. Если говорить о творчестве А.С. Пушкина, то его повесть «Метель» вдохновила Г.С. Свиридова на создание его «Музыкальных иллюстраций…». Иллюстрации «Вальс» и «Военный марш» расширили культурный кругозор кадет. А завораживающий «Вальс цветов» П.И. Чайковского, написанный на основе рождественской повести-сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», никого не оставил равнодушным, хотя и был многим знаком.

   Хочется выразить  особую благодарность преподавателю Илюхиной Е.В. и ее кадету Русину Илье (7б класс) за тщательно организованную работу!

День пятый. Поэтический турнир № 4

  «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство!» Эти строки из стихотворения Булата Окуджавы стали главной темой и отражением идеи  поэтического состязания  между кадетами 9 и 10 классов (преподаватели Илюхина Е.В., Коннова О.В., Коробко Н.С., Ярышева Г.Н.)!

  Мероприятие состоялось 28 апреля в рамках недели русского языка и литературы! Поединок включал в себя пять туров: «Раут с поэтом», «Поэтическая дуэль», «Стихи о чести и достоинстве», «СТИХиЯ», «Музыкальный тур». В первой части конкурса кадетам нужно было восстановить пропуски в отрывках из стихотворений о совести, благородстве и достоинстве русских поэтов-классиков. По условиям второго тура, согласно жеребьевке, представители взводов попарно обменивались «поэтическими выстрелами»: один читал начало четверостишия, второй продолжал эти строки. После чего «дуэлянты» менялись: второй начинал свое четверостишие, первый продолжал. Наиболее интересными и запоминающимися для кадет стали третий и четвертый туры. В третьем туре участники соревновались в умении выразительно читать стихотворения из предложенного списка по теме мероприятия. В четвёртом — все желающие кадеты смогли прочитать наиболее любимые ими стихотворные произведения. На сцене звучали стихотворения Е. Евтушенко, Э. Асадова, Р. Рождественского, К. Симонова. Завершающим аккордом мероприятия стал музыкальный тур, в котором кадеты угадывали названия и авторов известных текстов к  песням из кинофильмов и даже подпевали исполнителям этих песен.

   Кто станет победителем поединка, пока неизвестно, но главное уже состоялось – кадеты получили возможность еще раз обратиться к творчеству великих поэтов, осознать смысл поэтического слова, ощутить его особую атмосферу!

День пятый. «Абсурд ли?»

    На 4 курсе продолжилось обсуждение современной пьесы Д. Данилова «Сережа очень тупой», которое провели преподаватели Щербакова О.В. и Левковская Л.И. Теперь уже  кадеты 41 и 42 взводов постарались понять и высказать свою точку зрения, о чем же это произведение, какие проблемы могут лежать в его основе, чем интересны образы  курьеров, Сережи  его жены Маши.

   «Безусловно, современная литература удивляет, но чтоб настолько!» — высказал свое мнение кадет 41 взвода Лебединцев Роман.

   Может ли современный обыватель понять, что пьеса превращается в своего рода путешествие по жизни человека, который настолько погружен в гаджеты, что теряет связь с реальностью. И именно через абсурдистскую комедию временами так явно проглядывает наша общая действительность, что становится уже не до смеха. Только ли такой вывод можно сделать, прочитав пьесу? Кадеты задумались…

Не было равнодушных, обсуждение было горячим, звучали разные  мнения кадет. Стараясь найти  решение вопросов, остро звучащих в пьесе,  через противоречия, размышления, девятиклассники смогли сделать  правильные выводы. «Пьеса «Сережа очень тупой», по моему мнению очень жизненная. Она странная, абсурдная, порой смешная, но очень-очень грустная», – высказал свое мнение Замесин Г. 42 взвода. «Пьеса о многом заставляет задуматься. Современный человек настолько слаб, что не может ничему и никому противостоять. И самое страшное, что он может всю свою жизнь «протупить…» — поделился своим мнением  Якшибаев Арсений 41 взвода.