Год педагога и наставника. «Что на уроке главное?»

   28 марта в училище стартовал марафон «Творчество и личность педагога».    Открыла его встреча с преподавателем русского языка и литературы Натальей Викторовной СаньковойС большим интересом участники встречи слушали  рассказ Натальи Викторовны о тесном переплетении ее индивидуального профессионального стиля с литературным творчеством.

  «В чем заключается основная миссия педагога? Что главное в уроке? Какие приемы работы заставляют воспитанников мыслить, чувствовать и сопереживать ближнему? Когда рождаются стихотворные строки и что этому способствует?» – эти и другие вопросы стали темами обсуждения. 

   Наталья Викторовна  провела импровизированный урок с присутствующими и рассказала о своей книге «Белая птица», в которую вошли не только ее лучшие литературные и публицистические работы, но и произведения ее воспитанников, созданные за 10 лет.

   В завершение встречи председатель первичной профсоюзной организации Оренбургского президентского кадетского училища Валерий Пузырников поблагодарил Н.В.Санькову и всех ее коллег за душевную щедрость, талант и творческий подход к профессиональной деятельности.

Вспоминая «Флаги на башне»…

     Год Педагога и Наставника на кафедре русского языка и литературы начался рядом мероприятий.

     Одним из известных педагогов-новаторов стал в свое время А.С. Макаренко.   В его время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, либо же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко полагал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

    Кадеты 35 взвода, совместно с преподавателем Лапиной Е.В. и классным руководителем Василивой Е.Г., приняли участие в конкурсе буктрейлеров, посвященном книгам-юбилярам, где и рассказали не только об одном из самых известных произведений педагога («Флаги на башне»), но и поделились своими представлениями о системе воспитания Макаренко А.С., которая удивила их необычайным сходством с воспитательной системой нашего училища.

   Жюри Тюменского ПКУ еще предстоит оценить работы кадет, а мы желаем им победы!

Итоги подведены и выводы сделаны…

  Весенние каникулы – время для подведения предварительных итогов и согласования педагогических стратегий для выхода на финишную прямую. Именно этому было посвящено заседание кафедры русского языка и литературы. Не за горами государственная итоговая аттестация, проведение ВПР, независимая внешняя экспертиза, предметная неделя и многое другое. Нельзя забывать и о самообразовании.

  Современные технологии позволяют значительно расширить возможности диалога, и поэтому можно считать, что состоялась виртуальная встреча с главным научным сотрудником ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», доктором педагогических наук, профессором, Заслуженным учителем РФ Головановым Виктором Петровичем. Его точку зрения на проблемы, связанные с наставничеством, на заседании представила Л.И.Левковская.

    Подведены итоги самой длинной четверти: преподавателем Хасеновой Е.В. были  сведены статистические данные по успеваемости на учебных курсах, отмечены позитивные тенденции и обозначены болевые точки;  результаты диагностической работы (пробного ЕГЭ) проанализированы преподавателем О.В.Щербаковой;  уровень знаний по предмету, выявленный в процессе проведения  административной контрольной  работы на 1 курсе,  был представлен в выступлении Конновой О.В., обсуждены предложения по совершенствованию умений и навыков кадет-шестиклассников.

   На этом курсе в течение 6 рабочих недель проходили практику студенты ОГПУ.  Преподаватель Асеева Д.В. рассказала об итогах практики и вручила преподавателям кафедры сертификаты о проведении открытых уроков и мастер-классов.

  Замечательным заключительным аккордом сегодняшней встречи стала презентация книги нашего преподавателя Н.В.Саньковой «Белая птица. Главы из неоконченного романа…», которая позволила искренне восхититься талантом коллеги и приникнуть к роднику живого слова.

   Итоги подведены, выводы сделаны! Мы готовы к решающему сражению на образовательном поле!

Учиться у Мастера…

   Набирает обороты Год педагога и наставника, и у нас на кафедре появился новый сборников эссе литературного проекта «Учусь у Мастера».

     В нем представлены попытки молодых людей, девятиклассников Оренбургского президентского кадетского училища, вступить в культурный диалог с книжным Учителем. От того, что этот учитель не входит каждое утро в твой класс, а оставил свои мысли, сокровенные знания на страницах своих произведений, его уроки не менее ценны и важны. Более того, они спрятаны в глубинах подтекстов и постигаются только сердцем.

     Первый сборник эссе – это диалог с киргизским и русским писателем – именно так называл себя Чингиз Торекулович Айтматов. В декабре 2023 года мир отметит юбилейную дату – 95-летие со дня его рождения, и мы решили присоединиться к этому торжеству.

    Берешь в руки книги  Ч.Айтматова  — и физически ощущаешь, что рядом с тобой, за твоим плечом, стоит добрый советчик и друг, вечно живой, тонко чувствующий, прощающий и не допускающий безнравственности ни в каком ее проявлении. Из первых уст ты узнаешь, как удивителен мир, полный тревог и забот, печалей и горя, но всегда дающий шанс на утверждение Жизни. И в этом звание большого писателя сливается со званием настоящего учителя..

     Есть такая мудрая мысль: «Учитель приходит тогда, когда к этому готов ученик». Необходим труд души, надо овладеть языком, ценностями, проникнуться идеями. Прочитав повести «Первый учитель», «Тополек», «Джамиля», «Лицом к лицу», рассказ «Свидание с сыном» (а самым настойчивым оказались под силу и романы «Плаха», «Белый пароход», «Прощай, Гульсары!»), мы задали себе вопрос:«Чему мы учимся у Айтматова?». Поиск ответа на этот вопрос — в предлагаемом Вам сборнике.

   Готовы ли мы сегодня постичь и впитать айтматовскую мудрость, судить Вам.  Как говорится, «даже дорога в тысячу километров начинается с первого шага». Мы начинаем наш путь!

С ясной улыбкой, добром и теплом…

    С ясной улыбкой, добром и теплом кадеты 85 взвода встретили необычных гостей – девочек. Преподавателем Ярышевой Г.Н. и классным руководителем 5Д класса Вознюк Е.Ю. было организовано внеклассное мероприятие, посвящённое Международному женскому дню.

   Ребята впервые выступили в роли ведущих и организаторов конкурсов. Много было сказано о традициях и истории праздника, звучали комплименты в адрес девочек,  трогательными и душевными были стихи собственного сочинения.

   Завершился праздник чаепитием со сладкими угощениями в тёплой дружеской атмосфере.

Поздравляем с победой!

860_fireworks_banner_4MB

 

Поздравляем призеров  регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по  литературе!

Стухина Никиту (преподаватель Коннова О.В.) и

 Владельщикова Михаила (преподаватель Лапина Е.В.)!

Новых побед и новых открытий!

b_900_600_0_10_images_stories_2023_02_22.02_0

Живой урок. Слово учителя…

   Часто бывает, что урок рождается от встречи. От встречи с человеком, ситуацией, стихотворением, даже предметом. Мне вспомнилось  стихотворение Василия Федорова:

Людей не видя пред собой,

Не замечая в сквере лавочки,

По улице идет слепой,

Потрагивая землю палочкой.

Его толкнут,

Пройдут вперед,

И тотчас, торопясь вмешаться,

Какой-то зрячий призовет

Быть чуткими

И не толкаться.

Но слышу голос я его,

Негромкий в человечьем гуде:—

Толкайтесь- это ничего,

Я буду знать,

Что рядом — люди.

   Казалось бы, что-то простое и незамысловатое, но мне захотелось обсудить его на уроке, посвящённом анализу рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Я видела, как сопереживают дети семье Емельяна Мерцалова, которая вынуждена жить в «покосившемся ветхом доме, стоящем особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой», нужно было спуститься  «вниз, в подвал», пройти  в темноте общим коридором, отыскать ощупью  дверь и отворить ее. «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье».

   Кадеты говорили, как важно, чтобы на пути встретился  «чудесный доктор», который не пройдёт мимо и поможет материально и морально. Мы пришли к выводу, что чаще именно моральная поддержка важнее для человека, чтобы, испытав её, стать « образцом честности и отзывчивости на нужды бедности».

   Такие уроки воспитывают открытость к диалогу, критическое мышление, готовность размышлять о важных вопросах, сопереживать, умение видеть подтексты и скрытые смыслы, зашифрованные автором.  Наверное, это совсем не детские темы, но именно они формируют  интеллектуальную и эмоциональную  тонкость  характера, причем результат будет большей частью отложенный.  Кадеты поняли главное: жить надо честно. С ошибками, промахами, взлетами и падениями, но — не врать себе, не стараться  быть в стороне, все проживать и за все платить. Сопереживать и стараться понять что-то важное про человека.

Голощапова Г.А., преподаватель русского языка и литературы

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…»

   Началась четвертая активная неделя педагогической практики студентов филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета. Методическая цель практики — погружение в педагогическую деятельность преподавателя-филолога.

   Студенты уже познакомились с особенностями работы преподавателей-предметников, попробовали себя в роли преподавателей и классных руководителей.

     Практиканты активно погружаются в образовательный процесс: посещают уроки преподавателей кафедры, сами проводят уроки русского языка и литературы в 5-6 классах, организуют консультации и дополнительные занятия с кадетами, учатся строить индивидуальные образовательные траектории кадет.

   Студенты приняли участие в подготовки к внеклассному мероприятию в рамках проекта «Живая классика».

  Для студентов педагогическая практика является серьезным испытанием их личностных и профессиональных качеств . «Гладко было ну бумаге, да забыли про овраги», — отмечают студенты. После каждого проведённого урока студенты вместе с преподавателем-наставником обсуждают проделанную работу, ошибки и положительные стороны, делятся впечатлениями и приобретёнными навыками и умениями.

 На своих уроках будущие педагоги используют разнообразный дидактический материал, применяют технические средства обучения, организовывают игровую деятельность кадет, наряду с традиционными уроками проводят уроки-викторины, уроки-путешествия.

   Благодаря наставникам (Т.А. Дудко, Л.В. Еремеева, С.В. Каширина, Н.С. Чеховская, Д.В. Асеева, Г.Н. Ярышева, О.В. Коннова, Г.А. Голощапова, Е.В. Лапина, Н.С. Коробко) уроки  наполнены креативными идеями, что, несомненно, важно и для кадет, и для будущих педагогов.

    Студенты  уже зарекомендовали себя с положительной стороны: в достижении поставленных задач настойчивы, проявляют инициативу, правильно организовывают свою работу, стремятся к повышению результатов и эффективности труда, добросовестно выполняют порученные обязанности.

  Живое общение с кадетами, трудности обучения в реальной обстановке, ответственность за полученный результат обучения — всё это помогает осваивать азы педагогической профессии.