Калейдоскоп уроков. «…я также мог бы жить!»

 

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

   Именно эти лермонтовские строки поэмы «Мцыри» и мелодия дудука открыли 27 ноября  урок литературы в 8д классе (преподаватель Санькова Н.В.) и создали особую поэтическую атмосферу урока. О чем поэма «Мцыри»? Какова ее идея? В чем ее художественное своеобразие? Эти вопросы стали ключевыми на уроке. Весь ход урока и его содержание было подчинено одной идеи — нравственному звучанию лермонтовской поэмы. Анализ пространственно-временных пластов произведения, композиции, создание развернутых метафор, афористических высказываний, передающих собственное видение произведения и судьбы героя — такой была глубокая работа кадет  на уроке. Ярким эпизодом стало чтение наизусть эпизода схватки с барсом (кадет Савинков А.), что вызвало аплодисменты и кадет, и гостей урока.

    Неожиданным для всех  стало обращение  кадет выпускного 25 взвода к кадетам 75 взвода!  Выпускники представили свое понимание поэмы, свой опыт прочтения.  Поэтическим завершением урока стали строки А.А.Ахматовой:

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.

  Присутствующие на уроке гости и преподаватели дали уроку высокую оценку и  отметили философскую его глубину, эстетику и поэтичность!

Калейдоскоп уроков. Наблюдаем,исследуем, определяем!

 MRK_5889

  26 ноября в 8в классе прошел открытый урок русского языка по теме «Определенно-личные предложения». Преподаватель Чеховская Н.С. начала его с совета своим ученикам — высказывания У.А. Уорда «Учитесь, пока остальные спят; работайте, пока остальные болтаются без дела; готовьтесь, пока остальные играют; и мечтайте, пока остальные только желают», а завершила заданием кадетам дать совет самому себе, используя определенно-личные предложения.

   Работа кадет  была организована на основе  маршрутной карты занятия, в которой указаны  содержание и все виды запланированной деятельности: «проверяем себя», «наблюдаем», «исследуем», «закрепляем», «определяем роль», «выясняем», «подводим итоги», «творческая работа», «домашнее задание».

   Педагогом  продуман этап целеполагания и мотивации, который реализован при помощи группового обсуждения того, что знают и хотели бы узнать кадеты; анализа текста. Благодаря логично выстроенным вопросам воспитанники самостоятельно сформулировали тему занятия. Профессионально  организованное мини-исследование по определению формы выражения сказуемого в предложениях позволило обучающимся самостоятельно сформулировать сущность понятия «определенно-личное предложение».

   Кадеты путем анализа языкового материала сделали вывод о роли определенно-личных предложений в речи, сферах их употребления, возможностях при оформлении письменной речи. Обучающимся было предложено отредактировать фрагмент сочинения одного кадета.

   Коллективная работа сочеталась с индивидуальной. В ходе занятия умело обеспечивалась самостоятельность кадет через выбор способа выполнения заданий; выбора количества и уровня трудности заданий; самооценки    результатов деятельности.

  Урок запомнился кадетам освоением теории языка через яркие, запоминающиеся  примеры  из художественной литературы, мысли мудрых людей всех времен и народов, обращенные к молодому человеку на пути его взросления.

Калейдоскоп уроков. «….единое чудо и целый мир чудес…»

 Калейдоскоп- (от греч. красивый вид). Именно так преподаватели  русского языка  и литературы  решили назвать панораму открытых уроков для студентов ОГПУ. Кафедра русского языка ОГПУ- наши давние друзья. Преподаватели не только организовывают для них пед.практику, но и обучают, делясь своим опытом и  искусством проводить уроки  для всех возрастных групп. Итак, 25.11.19 года ОПКУ открыло двери для студентов филологического факультета. Первый урок — урок литературы (преподаватель  к.п.н. Каширина Светлана Викторовна). Урок был обозначен  как  проблемно-диалогический урок на тему: «Природа — единое чудо и целый мир чудес…»

   Мастерство И.С. Тургенева в описании картин природы в  рассказе «Бежин луг».

  Кадеты  сумели показать уникальность  поэта И.С.Тургенева, соотнеся музыкальную пейзажную картину М.Мусоргского из  произведения «Ночь на Лысой горе» с описанием Ночи И Тургенева из рассказа «Бежин луг» или муз.картинку П. И. Чайковского «Времена года. Июль» с описанием  июльского дня И.Тургенева. А сколько радости и оживления испытали кадеты, когда с первых нот  норвежского  композитора Эдварда Грига они узнали «Утро», любимое время суток не только И.С.Тургенева, но и большинства кадет. «Просыпаешься, а впереди — полный интересными событиями ожидает тебя день»- говорит  Петренко Виктор. Ему вторит Бегунов Александр: «Лучи солнца создают настроение,  и хочется жить и радоваться»,  Д.Романец: «Утром мы отдохнувшие и готовы встречать новый день».

  Не очень сложным для кадет оказалось и такое задание: найти соответствие между этими описаниями и мальчиками по их отношению к этим временам суток, характеру, поступкам и т.д.… Сколько любопытства, радости творческого поиска,  счастья читалось  в глазах шестиклассников. Ясно одно: когда  с любовью к своему делу подходит преподаватель, тогда и зажигаются творчеством дети.

Язык словами силен, или Тайны русского слова!

    На какие группы делится словарный состав русского языка? В чем особенность употребления слова в разных ситуациях общения? О чем рассказывают фразеологизмы? – вот далеко не полный перечень вопросов, которые витали в воздухе и приобретали осязаемые очертания в ответах кадет 44 взвода (преподаватель Коннова О.В.). Поэтому и неудивительно, что закончить разговор на эту тему было решено творчески, нестандартно. Две команды – «Лексикология» и «Фразеология» — сошлись в лингвистическом поединке. У каждой из команд – свой герб, свой девиз, карта своей страны. Состязание прошло увлекательно. Абсолютного победителя выделить не удалось, потому что оказалось, что ни в одной команде не было человека, который бы не внес свою лепту в общее дело.

    Одним словом, «не пером пишут – умом» — именно в этом убедились кадеты, завершив изучение двух интереснейших разделов науки о языке.

Слово для любимой бабушки!

 

  Определены победители IV городского творческого конкурса «Моя любимая бабушка». О своих прекрасных бабушках и дедушках рассказали 290 школьников и студентов из 34 образовательных организаций Оренбурга, в том числе и кадеты Оренбургского президентского.

  Участники пробовали свои силы в трёх номинациях: рассказ, видео и видеопрезентация. Не обошлось без сюрпризов – кадеты ОПКУ в качестве конкурсных работ представили рисунки. Не исключено, что в V городском конкурсе будет введена новая номинация «Художественное творчество».

   А темы были предложены следующие: «Война в памяти моей семьи», «Бабушка–кудесница», «Бабушка и дедушка – пример для подражания». Очень сильными оказались рассказы о предках, переживших тяготы войны. Очень ценно, что к  работе  подключалась вся семья. Редкие семейные фотографии, архивные материалы, съёмки своих любимых бабушек, дедушек – всё это показывало бережное, внимательное отношение юных авторов и их родителей к истории семьи, к военным и трудовым подвигам, творческим достижениям своих родственников.

  Сколько любви было вложено в материалы о бабушках-кудесницах, сколько тепла и неподражаемого восхищения — в рассказах о долголетии семейного счастья дедушек и бабушек!

  Организатор творческого конкурса «Моя любимая бабушка» — городская общественная организация «Совет женщин» при поддержке Дворца  творчества детей и молодёжи г. Оренбурга и областной газеты «Оренбургская сударыня».

Кадеты — победители IV городского конкурса «Моя любимая бабушка»!

НОМИНАЦИЯ «РАССКАЗ»

 «Война в памяти моей семьи»

2 место — Колбанёв Георгий, 7б (Коробко Н.С.)

«Бабушка-кудесница»

2 место — Карпов Артём, 5г (Чеховская Н.С.)

3 место — Шнякин Никита, 7б (Коробко Н.С.)

Галямов Рафаэль, 8 б (Щербакова О.В.)

 «Бабушка и дедушка — пример для подражания»

2 место — Арешкин Максим, 8 б  (Щербакова О.В.)

3 место — Коконин Игорь, 5а (Коробко Н.С.)

НОМИНАЦИЯ «ВИДЕО»

«Бабушка и дедушка — пример для подражания»

Гран-при — Колбанев Георгий,7б   (Коробко Н.С.)

НОМИНАЦИЯ «ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

 «Бабушка-кудесница»

2 место — Костылев Александр, 6д (Каширина С.В.)

«Бабушка и дедушка — пример для подражания»

1 место — Новиков Демид,7б (Коробко Н.С.)

ПООЩРИТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ «ПРОБА ПЕРА»

Логинов Дмитрий, 7е (Илюхина Е.В.)

Дергунов Артём, 7д  (Коробко Н.С.)

Карпов Артём, 5г (Чеховская Н.С.)

Коркин Михаил, 5 г (Чеховская Н.С.)

 Победители конкурса будут награждены дипломами и сувенирами на городском празднике бабушек и дедушек «Мы дарим вам своё тепло и нежность».

На пути к ЕГЭ. «Научиться прощать» и не испытать «подлинного отчаяния»…

   13 ноября вместе с выпускниками школ Оренбургской области кадеты 2 учебного курса училища приняли участие в пробном сочинении.

      В соответствии с методическими материалами о порядке проведения итогового сочинения, подготовленными Рособрнадзором, участникам были предложены на выбор пять тем:

1)«Чем творчество Л. Н. Толстого может быть интересно современному читателю?»

2) «Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?

3)«Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?»

4)«Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело… любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?» 

5)«Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?»

 Кадеты и их преподаватели ждут результаты проверки, чтобы продумать дальнейшую работу по подготовке к итоговому сочинению.

Мысль должна быть выражена грамотно!

  8 ноября на выпускном 2 учебном курсе состоялось подведение итогов по результатам написания двух тренировочных итоговых сочинений. «Написать сочинение – это великий труд, сопоставимый с тяжелым физическим. Не  каждый может выплеснуть на лист тетради глубину своей души. Прежде чем написать, нужно проникнуться тем, о чем  пишешь.  И это тоже есть талант…»-именно эти  слова выпускника 2016 года Ившина Михаила  стали эпиграфом мероприятия, обозначили его  содержание.  Преподавателем русского языка и литературы  Саньковой Н.В. был подведен итог  и обозначены результаты работы на данном  этапе подготовки к итоговому сочинению, названы причины низкого   качества выполнения работ отдельными кадетами: недостаточное понимание темы и незнание художественных произведений. Была проанализирована работа  как всего  курса, так и отдельных взводов. Так, наибольшую динамику в написании  сочинений  и в проведенной работе над ошибками показал 22 взвод, за что и был награжден призом «Один за всех и все за одного!», но «легли в дрейф» 23, 24, 25 взводы, за что и были награждены призом «Не тормози!».

     Лучшими на курсе были признаны работы   Галактинова Елисея,   Трофимчука Всеволода,    Бальбурова Вадима,  Харламова Алексея, Петрушкова Алексея,  Именжанова Даурена,  Землянского Игната! Но вот  вручение приза «Ты- лучший!» общим решением преподавателей решено отставить до написания регионального тренировочного сочинения, чтобы дать возможность исправить допущенные неточности, ошибки.

       Конечно, не обошлось без традиционного цитирования «золотых»  мыслей и речевых «шедевров», что вызвало не только аплодисменты, но и улыбки присутствующих. Завершая  свое  выступление,  Наталья Викторовна обратилась к словам Вольтера: «Прекрасная мысль теряет свою ценность, если она дурно выражена». Это стало напутствием для кадет в дальнейшей работе по написанию итогового сочинения.

   «Мы всем взводом решили, что «Не тормози!»  не наш приз, поэтому такого не повторится! Все исправим!»- Белев Вадим, замком 25 взвода.

«Чтобы помнили каждый и в целом…»

     Бережно хранить традиции – один из кадетских законов. Не позволять забывать, какой ценой завоевано право жить на этом свете – святой долг каждого гражданина России. Именно с этой целью кадеты 44 учебного взвода (преподаватель Коннова О.В.) приступили к реализации проекта «Города-герои». Суть проекта заключается в том, что в течение нескольких уроков русского языка кадеты будут представлять вниманию одноклассников новые факты о городах-героях, о людях, стоявших насмерть на их рубежах, о литературных произведениях, где подвиги запечатлены навечно.  В преддверии юбилейной даты – 75-летия со дня Великой Победы —  это особенно значимо.

     Ребята 44 взвода 2019 года с большим уважением отнеслись к творчеству своего одновзводника, старшего товарища, выпускника Владислава Горбачева. Его стихотворение «9 мая» они приняли как руководство к действию.

     Кадеты уже провели мини-исследования, связанные с историей бывших городов СССР Киева, Минска, познакомились с тяжелыми рассказами о Смоленске. Имена и строки из произведений Константина Симонова, Анатолия Рыбакова, Михаила Исаковского и других авторов уже прозвучали на уроках. Работа над проектом продолжается.

Да пребудет с Вами свет!

    Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Прообраз ее был обретен в 1579 году после того, как в Казани произошел сильнейший пожар, практически уничтоживший все деревянные постройки города… С ее прообразом связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году, победу русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году. Перед ликом Богоматери о победе молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

   Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной Войны.  Согласно историческим документам икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград и бесстрашно  сражающийся Сталинград!

   4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую — праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы». 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. 

Преподаватели  русского языка и литературы поздравляют  всех с праздником!

Да пребудет с Вами свет!