Калейдоскоп уроков. «…я также мог бы жить!»

 

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

   Именно эти лермонтовские строки поэмы «Мцыри» и мелодия дудука открыли 27 ноября  урок литературы в 8д классе (преподаватель Санькова Н.В.) и создали особую поэтическую атмосферу урока. О чем поэма «Мцыри»? Какова ее идея? В чем ее художественное своеобразие? Эти вопросы стали ключевыми на уроке. Весь ход урока и его содержание было подчинено одной идеи — нравственному звучанию лермонтовской поэмы. Анализ пространственно-временных пластов произведения, композиции, создание развернутых метафор, афористических высказываний, передающих собственное видение произведения и судьбы героя — такой была глубокая работа кадет  на уроке. Ярким эпизодом стало чтение наизусть эпизода схватки с барсом (кадет Савинков А.), что вызвало аплодисменты и кадет, и гостей урока.

    Неожиданным для всех  стало обращение  кадет выпускного 25 взвода к кадетам 75 взвода!  Выпускники представили свое понимание поэмы, свой опыт прочтения.  Поэтическим завершением урока стали строки А.А.Ахматовой:

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.

  Присутствующие на уроке гости и преподаватели дали уроку высокую оценку и  отметили философскую его глубину, эстетику и поэтичность!