Литературная перезагрузка

book-22

Преподаватели ПМК русского языка и литературы совместно сотрудниками библиотеки училища провели «литературную перезагрузку».

За круглым столом были рассмотрены важные вопросы, связанные с проблемой  чтения  и изучения программных произведений на уроках литературы. Был проанализирован круг литературных предпочтений кадет. Так, любимыми зарубежными писателями являются Рэй Брэдбери, Эрих М. Ремарк, Джордж Оруэлл. С увлечением кадеты читают современную прозу, военную прозу, старшеклассники все чаще выбирают книги по психологии, по русской истории, книги, помогающие определиться профессионально.

Отдельное внимание  уделили библиотечному фонду программной художественной литературы. Одним из главных  вопросов стал вопрос о количественном пополнении фонда изучаемых произведений. Конечно же, было принято решение провести анкетирование кадет с целью выявления читательского интереса. Давно известна истина: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их».

Достойная оценка…

Поздравляем преподавателя русского языка и литературы Санькову Наталью Викторовну с достойной оценкой профессиональной деятельности! Новых открытий, свершений, достижений!

О юных кладоискателях в поисках драгоценных литературных фактов…

 Кадеты выпускного 8 курса писали третье тренировочное итоговое сочинение. Были предложены следующие темы:
1. Какие качества необходимы для первооткрывателя?
2. Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
3. Можно ли оправдать преступления войны?
4. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
5. Согласны ли вы с мнением Шарля Луи Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»

     17 ноября состоялся публичный анализ тренировочного сочинения. Самым популярным направлением стало 3 – «Преступление и наказание — вечная тема». В рамках этого направления выпускники рассуждали над темой-вопросом «Можно ли оправдать преступления войны?» В центре рассуждений кадет были такие понятия, как преступление, беззаконие, вина, грех, возмездие, раскаяние, совесть, муки совести…
Лучшие результаты показали кадеты 82, 84 и 85 взводов.
Преподаватели назвали и прокомментировали типичные ошибки, из-за которых «буксуют» большинство работ:
Уход от темы сочинения.
Ошибки в подборе литературного материала.
Рассуждения общими фразами, нет опоры на текст художественного произведения.
Шаблонный подход, отсутствие самостоятельных размышлений.
Речевая скудность в оформлении текста.

     Преподаватели выделили лучшее сочинение на курсе. Победителем уже второй раз стал кадет 84 взвода Калюх Демид. Демид написал сочинение на тему «Какая книга помогла мне лучше понять себя». Объем сочинения – 750 слов. В качестве первого аргумента он привел диалог Платона «Федун». Это философские размышления о бессмертии души. Диалог повествует о последних часах Сократа перед смертью, его беседе с учениками и смерти философа. В качестве второго аргумента Демид выбрал роман Ф.М. Достоевского «Подросток».
В номинации «ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО!» преподаватели решили отметить лучший взвод. Наибольшую динамику в написании  сочинений  и в проведенной работе над ошибками показали кадеты 82 и 84 взводов.

Далее преподаватели выделили лучшие сочинения. Авторы-победители номинации «Золотое перо» были награждены символическим подарком. Итак, лучшими на курсе были признаны работы следующих кадет:
81- Чернатов Дима
82-– Заверуха Денис, Станиславский Константин, Радыгин Григорий
83 — Гладников Миша
84 – Дякин Ваня, Максимов Кирилл
85- Шиябов Ильхам, Селивёрстов Святослав, Беликов Арсений, Орлов Антон, Шаткин Данила
86 – Выскребенцев Герман, Мансуров Артем, Гаспарян Женя.

     Дарья Владимировна и Гулия Назымовна познакомили всех присутствующие с «жемчужинами» кадетской мысли. Выдержки из лучших сочинений были зачитаны вслух. За строками этих работ угадываются серьезные, трудолюбивые личности со здоровыми амбициями!
Нельзя не отметить, что есть среди ребят и такие, которые приятно удивили преподавателей своими успехами в обучении. В номинация «Прорыв года» победили  Ильин Павел и Станиславский Алексей.
Далее преподаватели остановились на кадетских шедеврах. Литературная минутка юмора никого не оставила равнодушными.

  В понедельник 22 ноября выпускникам предстоит новое испытание — 4 тренировочное сочинение. Мы надеемся, что кадеты учтут все замечания, будут работать над исправлением своих ошибок.
Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде.
Чтобы научиться писать, надо писать! (Д.С.Лихачев)

Как важно уметь ПЕРЕвоспитаться и стать лучше!

   

   Главное внимание на уроках русского языка учитель уделяет тексту.

  А задачи урока помогает реализовать лингвистическая сказка. Что же это такое? Над этим вопросом рассуждали кадеты 6а и 6г класса (преподаватель Дудко Т.А.) и вывели следующие заключения:

1.Лингвистическая  сказка объясняет нам законы  языка.

2. Ей присущи  сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые  выражения.

3.Данная  сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная.

   Кадеты быстро выбрали лингвистический материал, потому что последняя тема, которую изучили на уроке, была «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Придумали сказочных героев, подумали о сюжете, композиции. И вот что у них получилось:

  «Жили-были приставки-сестры ПРЕ и ПРИ. Приставка ПРИ была очень ласковая и добрая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Ее сестра приставка ПРЕ была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.  И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала:

— Твоя мама ПЕРЕ не была такая злая, как ты!

— Почему ты слово ПЕРЕДАТЬ переделала и получилось слово ПРЕДАТЬ? Как тебе не стыдно? – добавила ПРИ.

    Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать слова превосходной степени: ПРЕКРАСНЫЙ, ПРЕЛЕСТНЫЙ.

  Приставка ПРЕ перевоспиталась. Она образует много слов с разным значением, а злых слов все меньше и меньше.»

   Кадетам понравилось сочинять лингвистические сказки. Они благотворно влияют на отношение к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти, чувства слова.

   Лингвистическая сказка помогла сделать урок эффективным, разнообразным, а главное — интересным.

Исцеляющее слово Достоевского…

 

 

    11 ноября 2021 года  исполнилось 200 лет со дня рождения гениального русского писателя и мыслителя, провидца и гуманиста XIX века Федора Михайловича Достоевского. Юбилей великого классика широко отмечается во всём мире и нашей стране: по решению ЮНЕСКО 2021 год объявлен Годом Достоевского, согласно Указу Президента России В.В Путина в нашей стране реализуется масштабный план юбилейных мероприятий.
Для кадет 10 — 11 классов (преподаватели Чеховская Н.С., Ярышева Г.Н., Щербакова О.В. и др.) Оренбургского ПКУ на уроках литературы прошла презентация «великого пятикнижия» Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы») и лучших экранизаций его произведений ( «Белые ночи» (1959) Ивана Пырьева, «Преступление и наказание» (1969) Льва Кулиджанова, «Идиот» (2003) Владимира Бортко, «Братья Карамазовы» (2009) Юрия Морозова , «Бесы» (2014) Владимира Хотиненко).

   Предметом беседы преподавателей с учениками стала актуальность творчества Ф.М. Достоевского для нашего времени. Кадеты – старшеклассники отмечали значимость для человечества проблем, поставленных выдающимся художником, говорили о возможности найти у него ответы на все «вечные» вопросы, над которыми бьется человеческое сознание.
На вопрос «Что есть слово Достоевского сегодня?» отвечали так:
Слово Достоевского – это откровение о человеческой душе, о всех нас.
Слово Достоевского – это пророчество и предостережение.
Слово Достоевского – это призыв к милосердию и любви.
Слово Достоевского – это путь к Богу.
Слово Достоевского – это надежда.
Слово Достоевского – это исцеление от более страшной, чем COVID-19, моровой язвы – вируса расчеловечивания.

Метафизик человеческого духа!

 11 ноября 2021 года  Россия отмечает 200-летие со дня  рождения великого русского писателя  Ф.М.Достоевского. Его творчество   оказало огромное воздействие на мировую литературу, философию и социологию. Художник-реалист, глубочайший психолог, страстный гуманист и гениальный писатель, Достоевский привлекал внимание писателей, мыслителей, общественных деятелей многих стран мира.    

 Ф.М. Достоевскому обязана современная литература в развитии интеллектуального романа: изображение идейной борьбы, столкновений разных точек зрения, раскрытие философских, моральных, политических концепций в системе образов, в логике жизненного поведения героев и утверждение высших духовных основ. Творчество писателя  и есть один из духовных  столпов русской национальной  культуры.

    На занятии в рамках  внеурочной деятельности ( курс «Русский мир в художественном пространстве русской литературы 19 века») кадеты 10д и 10е классов (преподаватель Санькова Н.В.) прослушали лекцию, посвященную Ф.М.Достоевскому, — «Метафизик человеческого духа». На занятии были подняты глубинные вопросы художественного мира писателя: слово Достоевского как зеркало русской национальной идеи и судьбы России, православного сознания, своеобразие психоанализа как средства раскрытия идеи, вечные «проклятые» вопросы Достоевского. 

 

«Я прочитал роман  «Преступление и наказание». Сейчас  читаю «Братья Карамазовы». Когда  начал читать, не мог оторваться. Он гений…»- Татаринцев А., 10 е  класс.

 «Достоевский – это  духовная высота. Это другой Космос. Кроме «Преступления и наказания», у меня приготовлены еще для чтения «Подросток» и «Идиот»,- Савинков А., 10д класс.

«Я начал читать роман «Преступление и наказание», жду, когда уже начнутся уроки по роману»,- Солопов Н., 10е класс.