С наступающим Новогодьем!

К вопросу о целях и задачах образования…

   Сегодня состоялось открытое заседание кафедры отдельной дисциплины  «русский  язык и литература» на тему  «Технологии и инструменты формирования функциональной грамотности» с присутствующим методистом Иванисенко Н.В.

    На заседании были рассмотрены следующие вопросы и заслушаны докладчики.   О функциональной грамотности рассказала преподаватель высшей категории Чеховская Н.С. Почему функциональная грамотность стала одной из главных тем для обсуждения на школьном, государственном и международном уровне? Какие позиции занимает российское образование по формированию функциональной грамотности? Ответы на эти и другие вопросы были даны в докладе.

     Из сообщения преподавателя высшей категории Коробко Н.С. узнали о методах и   приёмах  развития читательской грамотности у обучающихся, о ключевых идеях концепции  оценки читательской грамотности по исследованиям PISA, а также каков высший уровень читательской грамотности.

   Преподаватель первой категории Илюхина Е.В. О сообщила о технологии развития критического мышления через чтение и письмо, об отличии креативного и творческого мышления, перечислила условия формирования дивергентного мышления, привела  примеры технологий креативного мышления кадет.

    Преподаватель высшей категории Коннова О.В. остановилась на  проблеме плохого почерка у обучающихся 5 классов и   причинах  этого явления: дистанционное образование, недостаточная сформированность пространственных представлений, нарушение регуляции и контроля, нейродинамика. Также обсудили пути  решения  этой проблемы.

    В заключение встречи преподаватель высшей категории Санькова Н.В. подарила всем присутствующим своё замечательное стихотворение –экспромт с призывом читать литературу!

Продолжаем знакомиться с пятиклассниками. О жизни…

 

     Привет, друзья!   Я, Шарин Кирилл, снова с вами! Хочу признаться, что мне очень понравилось задавать вопросы ребятам, а отвечать на них нравится даже больше. Люблю думать и рассуждать… Моя стихия…

Сегодня поговорим о жизни. Знаете, эти «вечные» вопросы… Потому, думаю, они и «вечные», что ответов на них много, а одного правильного нет.

 —  Скажи, пятиклассник, что такое ЖИЗНЬ?

 — «Жизнь… Она, как шарик, сначала он надувается (человек растет, развивается), но, в конце концов, он все-таки лопается (человек умирает)» (Чурсин Миша); «Жизнь – это определенное количество времени, которое проживает человек. Он получает много опыта, впечатлений, радости и горя»  (Федоров Кирилл); «Жизнь – это когда есть семья, родители, дом. И ты счастлив, и ты знаешь, зачем живешь…» (Волков Лука); «Жизнь – это счастье просто дышать и видеть свет» (Колпаков Илья); «Жизнь – это отрезок времени со своими этапами. Весь этот отрезок человек должен стремиться к лучшему и равняться на лучших» (Гимаев Арсен); «Жизнь – это когда все счастливы, есть папа и мама, когда люди добрые…» (Бабаков Максим); «…это когда получаешь кайф, и когда у тебя есть мечта и родители» (Родин Даниил); «Жизнь – это действие.  Тебе дается душа, душа вселяется в тебя, и ты развиваешься» (Сергеев Саша); «Жизнь – это рождение, образование, семья, смерть, а по-другому – радость, грусть» (Кобурнеев Никита); «Жизнь – это когда все живут в согласии» (Калякин Вова); «Жизнь – это огромное количество побед и поражений» (Якунин Рома).

—   Ты сегодня радовался?

—  Да / Я всегда радуюсь / Нет

—  А чему радовался? (Что мешало?)

— «Да потому что всегда нужно быть радостным…» (Калякин Вова); «Потому что нет домашнего задания, сегодня ОВП, технология и русский с английским…» (Родин Даниил); «Мне родители купили дорогие фломастеры»( Щетинин Кирилл); «Потому что каждый мой день наполняется позитивом от разговора с мамой» ( Якунин Роман); «Было скучно» (Крыков Данила); «У меня всегда хорошее настроение» (Чурсин Миша); «Потому что сегодня был очень хороший день» (Афанасьев Денис);  «У меня все хорошо» (Волков Лука); «Хороший день. Много нового и интересного» (Колпаков Илья); «Не знаю» (Сергеев Саша); «Хорошие сны снились всю ночь» (Кондауров Кирилл); «Потому что интересные уроки не дают скучать, а добрые учителя всегда создают хорошее настроение» (Гимаев Арсен).

—  Что ты делаешь, когда настроение испорчено?

— «Пытаюсь уйти туда, где нет никого, и подумать» (Сергеев Саша); «Беру книжку, сажусь и читаю» (Кондауров Кирилл); «Хочу побыть один вдали от всех и всего. Ни с кем не разговариваю» (Колпаков Илья); «Когда испорчено настроение, я умываюсь холодной водой и пытаюсь уйти от плохих мыслей» (Афанасьев Денис); «Читаю книги или лежу на кровати…Меня это успокаивает» (Федоров Кирилл); «Я сижу и собираю кубик Рубика или ничего не делаю» (Чурсин Саша); «Пытаюсь себя как-нибудь занять. Читаю книгу…» (Бартельс Эрик); «Я сижу и читаю книгу, ведь книга -самое лучшее решение всех проблем» (я так думаю, я в этом просто уверен); «Я вспоминаю родителей…» (Калякин Вова); «Я пытаюсь чем-нибудь заняться…» (Чурсин Миша); «Стараюсь кому-нибудь настроение не испортить, стараюсь быть позитивным, чтобы другие не заметили, что у меня плохое настроение» (Щетинин Кирилл); «Сяду где-нибудь, где меня не найдут, и читаю» (Яковлев Климент); «Стараюсь выплеснуть свой негатив, но не мешая обществу» (Якунин Роман).

—  Что ты узнал о жизни за время пребывания в училище?

—  «Я знал, что жизнь может принести радость и горе. И она не бесконечна. Я не знал, что взрослым так тяжело, но сейчас я это понял» (Волков Лука); « …что жизнь-это тепло в доме…Жизнь в кадетке – это братство. Когда ты плачешь, ты можешь поделиться этим настроением с кем-то… Он засмеется, и ты тоже…» (Сергеев Саша); «Я узнал, как живут люди…» (Бартельс Эрик); «…что книга гораздо интереснее телефона…» (Яковлев Климент); «Я узнал, что дружба, учеба, спорт – это важно. Я узнал о героях, которые умирали ради нас, и я буду учиться и буду лучшим. Мой девиз: «Первый всегда Первый» (Гимаев Арсен);  «Я знал о бедных, богатых и среднестатистических людях. Знал, что к кому-то судьба оборачивается светлой стороной, а к кому-то мрачной. Я понял, что у меня очень счастливое детство, и я горжусь, что поступил в это училище» (Якунин Роман); «Я узнал точно, что есть хорошие друзья, учителя, командиры» (Щетинин Кирилл); «Я не знал, как это жить коллективом, а теперь знаю. Научился быть самостоятельным. Понял, что не все люди могут нравиться» (Федоров Кирилл)

—  Что значит жить достойно?

— «Жить достойно – это значит быть добрым, не врать, хорошо себя вести, быть образованным и умным» (Афанасьев Денис); «Это значит защищать Родину» (Бабков Максим); «Жить достойно – значит  стремиться к успехам, моральным и физическим победам» (Гимаев Арсен); «Значит радоваться, помогать, выполнять долг и относиться ко всем хорошо» (Кобурнеев Никита);  «Жить достойно – это значит быть добрым, помогать всем. Любить даже тех, кто злой…» (Калякин Вова); «Это значит жить, помогая всем, трудиться и быть храбрым» (Бартельс Эрик); «Это значит выполнять свой долг» (Крыков Данила); «Это значит жить так, чтобы оставить после себя что-то хорошее, доброе» (Родин Даниил); «Жить достойно – это иметь одобрение за свои дела не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других» (Якунин Роман);  «Это значит быть готовым встать на защиту Родины»(Федоров Кирилл); « Быть верным Отчизне. Совершать добрые дела и поступки. Быть верным и честным» (Колпаков Илья); «Значит жить так, как тебе хочется. Не стесняться и не бояться» (Щетинин Кирилл)

—  Ты хороший человек?

—  « Да. Я хороший человек, потому что всем помогаю, не держу зла ни на кого. Я всех люблю» (Калякин Вова); «Да, потому что я помогаю, делюсь» (Чурсин Саша); «Нет, потому что я имею только хороших и преданных друзей, но их очень мало. Что это значит?» (Родин Даниил); «Не знаю. Не очень» (Яковлев Климент); «Да, потому что я спокойный» (Крыков Данила); «Думаю, да. Я помогаю  в проблемных ситуациях. Поддерживаю друзей» (Бартельс Эрик);  «Честно, я сам этого не знаю… Меня могут оценивать «плохой», «хороший», мне это безразлично, мне нужно мнение только моей семьи» (Щетинин Кирилл); «Да, но могу разозлиться. Если меня не злить, то я добрый» (Волков Лука); «Я хороший человек, ведь я надежная опора для мамы…» (это мое понимание себя); «Я не знаю, как ответить» (Костин Витя); «Да. Я считаю, что я хороший человек, но с небольшими минусами» (Афанасьев Денис); «Я не знаю, ведь у каждого человека есть мнение обо мне. Иногда я совершаю ошибки, а иногда — добрые дела» (Федоров Кирилл); «Да,  я хороший человек, потому что я всем помогаю, утешаю, веселю» (Бабаков Максим); «…Я человек добрый, пойму и всегда поддержу» (Сергеев Саша); « Я думаю, что я хороший человек, потому что я не ссорюсь, не ругаюсь, а всегда поддерживаю и помогаю всем» (Гимаев Арсен); «Мне кажется, что я хороший, но плохо то, что  у меня язык говорливый» (Кобурнеев Никита); «Да, потому что я стараюсь помогать людям» ( Кондауров Кирилл); «Да, я считаю, что я хороший человек. Но у всех людей бывают недочеты. Поэтому, возможно, все люди хорошие» (Колпаков Илья).

— Что изменилось в тебе?

— « Я стал более организованным, стало больше друзей» (Яковлев Климент); «Характер не изменился. Я стал умнее и сильнее» (Родин Даниил); «Я стал умнее, начал любить спорт, учебу. Во мне уже воспитана военная дисциплина, самостоятельность. Я стал дружелюбным. Умею теперь находить друзей и ценить то, на что раньше не обращал внимания» (Гимаев Арсен); «Я стал самостоятельным, организованным и получил много новых знаний» (Крыков Данила); «Я стал планировать  свое время, увидел, что в настоящей жизни много преград, и от этого жизнь становится  интереснее» (мое мнение); «Во мне появилось много положительных качеств,  изменились ценности, я стал сильно уважать родителей»( Якунин Роман); «Во мне много чего изменилось: повзрослел, стал готовиться к урокам, пропала зависимость от телефона»( Кондауров Кирилл); «Я стал очень задумчивый» (Колпаков Илья); «Характер стал более жесткий» (Чурсин Саша) ; «Я стал взрослым, стал самостоятельным, но очень скучаю по дому. Я научился заправлять постель» (Калякин Вова); «Я стал намного добрее, вежливее, умнее. Научился жить по распорядку, правильно оценивать свои поступки и проступки» (Афанасьев Денис); «Лень пропала» (Сергеев Саша); «Я стал больше напрягаться из-за сложного распорядка» (Бартельс Эрик); «Я стал ответственным, хладнокровным и научился анализировать свои поступки» (Волков Лука).

— Ты не жалеешь, что пришел сюда?

— «Нет, не жалею, потому что именно в этом училище собрались хорошие ребята, и именно здесь получают отличное образование» (Бартельс Эрик); «Нет, не жалею. Перестал чувствовать себя одиноким» (Сергеев Саша); «Конечно, нет, потому что в будущем у меня все будет хорошо» (Чурсин Миша); «Вроде бы нет, а вроде бы да. Здесь образование, друзья, офицеры, но нет родителей» (Яковлев Климент); «Не рад я, потому что мало увольнений» (Родин Даниил); «Нет, потому что здесь можно получить хорошее образование, улучшить физическую форму, научиться строевой подготовке. Здесь учат быть самостоятельным и выдержанным» (Крыков Данила); «Я очень рад, что поступил в это училище, потому что я стал иметь более яркий взгляд на жизнь» (Якунин Роман); «Нет, потому что я стал лучше, и мне училище идет на пользу. Находятся и друзья» (Щетинин Кирилл); «Нет, не жалею, потому что интересная учеба» (Колпаков Илья); «Нет. Потому что здесь получают хорошее образование, и я смогу стать военным» (Чурсин Саша, Кобурнеев Никита); «Я не жалею, что сюда пришел, потому что нашел себе друзей» (Бабаков Максим); «Я не жалею, что поступил сюда, моя душа расцветает тут. Я живу настоящей жизнью» (Шарин Кирилл); «Я не жалею, что поступил в это училище, ведь меня воспитали, научили, поддержали и полюбили. Здесь я расту и улыбаюсь каждый день» (Гимаев Арсен).

— Ты счастливый человек?

«Да, я счастливый человек, потому что люблю своих родителей» (Костин Витя); «Нуууу…да» (Яковлев Климент); «Я не знаю, может быть да, а может быть и нет. Без семьи мне плохо, с семьей мне хорошо, а здесь мне грустно» (Щетинин Кирилл); «Да. Я думаю, родители выполняют мои мечты. И родители – это тоже счастье. Я всегда счастлив» (Кондауров Кирилл); «Я счастливый человек, потому что имею папу, маму и друзей» (Гимаев Арсен); «Да. У меня есть родной дом, любящая семья, которая всегда меня поддерживает» (Якунин Роман); «Да. У меня есть все. Надо радоваться жизни!» (Чурсин Миша); «Не очень. Я ничего не добьюсь. Скорее всего» (Родин Даниил);  «Я счастливый человек, потому что каждый день у меня все хорошо» (Афанасьев Денис); «Да. Я считаю себя счастливым человеком… рядом с родителями» (Крыков Данила); «В некоторых случаях да, а в некоторых нет» (Сергеев Саша); «Да. У меня есть родители, дом и хорошее воспитание» (Федоров Кирилл); «Да. Скорее всего, потому что все мои родные здоровы, и у меня хорошие отметки. Все отлично!» (Бартельс Эрик); «Я счастлив со своими родителями» (Калякин Вова); «Лично я счастлив, потому что у меня есть друзья, мама, папа, сестры, бабушки и дедушки» (Волков Лука); «Самое главное счастье – это здоровые родители и Бог над головой. Я всегда счастлив, ведь я кадет, и я тут, в Президентском кадетском училище» — таков мой ответ!

Мы любим тебя, Жизнь!

Вот такой мы удивительный народ – пятиклассники. А еще мы любим сочинять стихи и басни… До следующей встречи!

IQ, EQ и конвергенция …

  В училище состоялся методический семинар по  теме «Междисциплинарный подход к постановке учебных задач», в котором приняли участие преподаватели русского языка и литературы — Илюхина Е.В. и Санькова Н.В.

  Что такое эмоциональный интеллект? Как развить его  в детях? Почему именно EQ определяет личность? Почему так важно формировать эмоциональную культуру? Эти вопросы были освещены в выступлении Саньковой Н.В. В качестве практической части прозвучал урок литературы по рассказу Л.Куликовой «Свиделись»: формирование эмоциональной культуры учащихся, нравственное воспитание, интеграция.

   Неожиданным стало завершение выступления  —  результаты опроса кадет 10 и 6 классов.

    Илюхина Е.В. подробно представила развернутый исторический обзор  применения конвергентного подхода в образовании школьников.

Идти к победе!

Поздравляем кадет — победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников!

Коноплев Савелий, 9 класс  (литература, преподаватель Коннова О.В.)

Татаринцев Арсений, 10 класс

(русский язык и литература, преподаватель Санькова Н.В.)

Калюх Демид, 11 класс

(литература, преподаватель Асеева Д.В.)

Зайнетдинов Артур, 11 класс

(литература, преподаватель Асеева Д.В.)

   Участие кадет в региональном этапе ВсОШ  подтверждено министерством образования Оренбургской области.

 

Самобытность русского слова…

  Любой предмет, любое занятие, любое произведение кажется человеку неинтересным, если оно непонятно. Сказ  Николая Семеновича Лескова «Левша» шестиклассники (преподаватели Дудко Т.А., Левковская Л.И.) сначала приняли сначала неохотно. А когда начали вдумываться, разбираться, предполагать и докапываться до истины, то перед ними открылись интереснейшие моменты. И сейчас они говорят, что   «Левша» кажется им  одним из самых необыкновенных произведений русской литературы, в языковом строе которого скрыто столько нового для современного школьника.

   Одной из важнейших особенностей сказа являлся сам язык, которым он был написан. Его не так просто было понять, и поэтому особое значение приобрела словарная работа на уроках. Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов? Языковые особенности сказовой формы явились предметом изучения на одном из уроков литературы. Кадеты пытались разобраться с каждым несвойственным современному русскому языку словоупотреблением, по возможности найти причины отличий.

 Обращаясь к народному просторечию, разговорному языку, фольклорным выражениям, используя слова с народной этимологией, Лесков старается показать, что русская народная речь чрезвычайно богата, самобытна, выразительна. При чтении сказа некоторые фразы кажутся забавными и привлекают особое внимание читателя. Кадеты узнали, что рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.

   Кадеты провели мини-исследование и составили словари необычных слов, встретившихся в сказе. К выполнению данного задания они подошли творчески, работали в парах, разделились на группы и составили толковый иллюстрированный словарь Лескова по произведению «Левша». В него вошли такие слова, например: мелькоскоп -микроскоп, долбица -таблица, двухсестная -двухместная, кемалиды-пирамиды и др. «Сказовые» словарики получились красочными и содержательными.

“Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы не ценю… ”, – говорил Николай Семёнович Лесков. Писатель был убеждён, что литература призвана поднимать дух человеческий, стремиться к высшему…На уроках, посвященных изучению сказа «Левша», ребята вслед за автором искали  эту истину, учились разгадывать сокровенные мысли Н.С.Лескова о судьбе русского народа и Родины.

«…ибо хочу быть человеком»

   Обсуждение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в пространстве современного человека – с таким акцентом прошло курсовое мероприятие, подготовленное преподавателями русского языка и литературы, работающими в 10 классах (Санькова Н.В., Щербакова О.В., Чеховская Н.С., Левковская Л.И.).

    Подошло к завершению программное изучение романа Достоевского – и обсуждение стало своего рода устной контрольной работой для кадет. «Как остаться человеком?», «Что есть истина?», «В чем настоящая свобода?», «Есть ли Бог и что есть Бог?», «Что определяет русскую национальную идею?» – именно эти вопросы стали ключевыми для обсуждения. Участники получили возможность разобраться с такими сложными вопросами через призму романа «Преступление и наказание».

   Вопросы и ответы, встреча с персонажами романа, определение осмысленных нравственных уроков, живое обсуждение романа кадетами и взрослыми участниками (педагогический коллектив 7 курса, преподаватели-словесники, преподаватели истории) – таким стало наполнение литературного вечера.

    «Творчество Ф. М. Достоевского – это Космос русской души. Чтобы осмыслить, объять пониманием этот Космос, нужно неоднократно возвращаться и возвращаться к книгам этого писателя. Читая и обсуждая роман «Преступление и наказание», мы лишь прикоснулись к постижению того, что спасает человека и возвращает его к самому себе» – одна из нот, которая завершила литературное мероприятие.

«Свободу определяет совесть. Только при таком условии она будет. В ином случае это своеволие. Что хочу, то и ворочу» – Велин Сергей.

«Для себя я понял, что лет через 10-15 я вернусь к роману еще раз. Знаю, что буду другим…» – Савинков Алексей.

«Для меня есть Всевышний и вера в него. Я это знаю. Я это сохраню» – Хабиров Артур.

 «Есть ли для меня Бог? Я не знаю. Для моей семьи есть. А я еще не определился. Я в поиске…» – Фомичев Даниил.

«Бог проявляется в любви. В романе это образ Сонечки. Несмотря ни на что, она сохранила в себе эту любовь, чистоту, способность на жертвенность» – Малафеев Савелий.

«Я не смог ответить. У меня были ответы на все вопросы! Но меня не спросили, а я поднимал руку все время! Для этого нужно, чтобы было много микрофонов в зале. На будущее организаторы пусть продумают этот вопрос!» – Горячкин Илья.

  Вот таким открытым обсуждением романа «Преступление и наказание» кадеты и педагоги завершили 2021 год, объявленный ЮНЕСКО годом русского писателя Ф. М. Достоевского.

Но миссия его бессрочна…

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно…

М.Ю.Лермонтов

   6 декабря в училище состоялся вечер памяти Старых Александра Васильевича, известного журналиста, публициста, прозаика и поэта, члена Союза писателей России.

   «Мир бы не был таким прекрасным, если бы не было рядом людей, которые делают его добрее и интереснее. Спасибо, Александр Васильевич, что вы были рядом с нами. Вы двигатель любого искреннего и милосердного дела. На сердце становится теплее, ведь благодаря вашим поступкам и словам жизнь приобретает совершенно другой оттенок. Ваша мудрость, поддержка, оптимизм и золотое сердце помогали преодолеть жизненные трудности…»

    Руководитель отдельной дисциплины (русский язык и литература) Дудко Татьяна Александровна посвятила следующие слова Мастеру художественного слова:

Легко и просто  и с глубоким смыслом

Звучат пророчества в его словах…

Он много размышлял. Все так и вышло:

Нет фальши в чувствах и делах.

Был мудр, умен, невозмутим-

Где ложь, бесстыжие нападки.

Теперь ему не позвоним…

И все, казалось бы, в порядке.

В цитаты выльются слова

Крылато, выверено, точно.

Такая выпала судьба…

Но миссия его бессрочна!

Цель №1 — получить допуск к ЕГЭ!

Допуск

 

1 декабря вместе с выпускниками  2022 года   кадеты Оренбургского президентского кадетского училища   писали итоговое сочинение.     Итоговое сочинение — это обязательное условие допуска к предстоящей государственной итоговой аттестации. Экзамен длится 3 часа 55 минут.

 Как и всем школьникам  Оренбуржья, кадетам предстояло выбрать одну из тем. Темы сочинений  стали известны за 15 минут до начала экзамена. В 2021-2022 учебном году школьникам предложены темы:

1.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь,   непременно приходит к цели?
2.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
3. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
4. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
5.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

 Кадеты отдали предпочтение  второй  и третьей теме. Наиболее  популярным литературным аргументом  стало произведение Л.Н. Толстого  «Война и мир». Читательский опыт по современной литературе стал неоценимым подспорьем по второй теме итогового сочинения.

Экспертная комиссия завершит работу через несколько дней! Держим кулачки за наших кадет и их преподавателей!