Любой предмет, любое занятие, любое произведение кажется человеку неинтересным, если оно непонятно. Сказ Николая Семеновича Лескова «Левша» шестиклассники (преподаватели Дудко Т.А., Левковская Л.И.) сначала приняли сначала неохотно. А когда начали вдумываться, разбираться, предполагать и докапываться до истины, то перед ними открылись интереснейшие моменты. И сейчас они говорят, что «Левша» кажется им одним из самых необыкновенных произведений русской литературы, в языковом строе которого скрыто столько нового для современного школьника.
Одной из важнейших особенностей сказа являлся сам язык, которым он был написан. Его не так просто было понять, и поэтому особое значение приобрела словарная работа на уроках. Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов? Языковые особенности сказовой формы явились предметом изучения на одном из уроков литературы. Кадеты пытались разобраться с каждым несвойственным современному русскому языку словоупотреблением, по возможности найти причины отличий.
Обращаясь к народному просторечию, разговорному языку, фольклорным выражениям, используя слова с народной этимологией, Лесков старается показать, что русская народная речь чрезвычайно богата, самобытна, выразительна. При чтении сказа некоторые фразы кажутся забавными и привлекают особое внимание читателя. Кадеты узнали, что рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.
Кадеты провели мини-исследование и составили словари необычных слов, встретившихся в сказе. К выполнению данного задания они подошли творчески, работали в парах, разделились на группы и составили толковый иллюстрированный словарь Лескова по произведению «Левша». В него вошли такие слова, например: мелькоскоп -микроскоп, долбица -таблица, двухсестная -двухместная, кемалиды-пирамиды и др. «Сказовые» словарики получились красочными и содержательными.
“Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы не ценю… ”, – говорил Николай Семёнович Лесков. Писатель был убеждён, что литература призвана поднимать дух человеческий, стремиться к высшему…На уроках, посвященных изучению сказа «Левша», ребята вслед за автором искали эту истину, учились разгадывать сокровенные мысли Н.С.Лескова о судьбе русского народа и Родины.