21-26 февраля преподаватели кафедры русского языка и литературы Коннова О.В., Коробко Н.С. Лапина Е.В., Санькова Н.В. стали участниками проблемных курсов ««Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ по русскому языку в 2019 году», в ходе которых решались вопросы изменения модели будущего экзамена, а также шло обучение будущих экспертов. В течение нескольких дней преподаватели изучали нормативные документы, систему оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ — 2019, примерные работы обучающихся. Итогом прохождения курсов стало выполнение индивидуального зачета, по результатам которого преподаватели получили статус «ведущих» и «старших» экспертов ЕГЭ по русскому языку.
Архив за месяц: Февраль 2019
Профессионал учится всю жизнь…
Профессиональная подготовка преподавателя продолжается на протяжении всей его профессиональной деятельности.
Преподаватели отдельной дисциплины (русский язык и литература) успешно прошли курсы повышения квалификации по программе «Педагогическая деятельность учителя русского языка в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»» на базе Оренбургского государственного педагогического университета. Целью овладения программным материалом стало совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности по реализации требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; определение лингвистической и методической направленности профессиональной деятельности учителя в свете требований модуля профессионального стандарта «Предметное обучение. Русский язык».
Преподаватели прослушали содержательные лекции практической направленности. На занятиях были рассмотрены новые направления в лингвистической науке, спектр приложений лингвистики как необходимые знания учителя-словесника. В методическом аспекте центральными оказались вопросы: методы и приемы обучения русскому языку, коррекционные приемы работы с детьми с ОВЗ, формирование культуры диалога, организации публичных выступлений учащихся, моделирование профессиональной деятельности с выражением коммуникативной направленности.
В ходе курсов слушатели не только реализовали поставленные перед собой цели, но и сформулировали новые цели своего дальнейшего профессионального роста.
Все преподаватели успешно прошли итоговую аттестацию и получили удостоверение о повышении квалификации.
Однажды на уроке про… окарачь!
«Знаете, какая теперь завелась мода? Идет человек в лес и притаскивает оттуда целую кучу корявых сучков, корней, разных древесных наростов.
А потом начинает разбирать эти свои драгоценности, и домашние удивляются: посмотришь на этот сучок, а он, оказывается, вылитый Конек-Горбунок. Второй как две капли воды похож на Бабу-Ягу. Третий точно вылеплен с Царевны-Лягушки… Все сучки, и все разные. Я всякий раз вспоминаю про эти лесные самородки-поделки, когда начинаю думать об одной нашей части речи – о наречиях. Удивительная часть речи!» – именно так начал свое сообщение Попов Виктор (71 взвод) (преподаватель Щербакова О.В.), рассказывая взводу о самой необычной части речи — о наречии на уроке русского языка.
Виктор рассказал кадетам о том, как появились наречия, и как же их отличить от других омонимичных частей речи. А напоследок сказал: «Хороши наречия? Вот поломайте головы: из каких слов (или слова) построено наречие ОКАРАЧЬ, каким другим словам оно родственно и каковы дальние родственники слова ОКАРАЧЬ?» Выступление было артистичным и познавательным! А уроки по теме «Наречие» удивляли кадет 72 взвода своими открытиями!
Действительно, хороши НАРЕЧИЯ!
«Увидеть солнце в венчике цветка…»
Кадеты 75,76 взводов (7 класс) на уроке русского языка (преподаватель Санькова Н.В.) учились одному из самых сложных видов познавательной деятельности — умению созерцать! Это было обязательным условием, необходимым для написания сочинения-рассуждения по картине. В самом начале урока кадеты определяли для себя значение слова «созерцание», слушали музыку и, конечно, «погружались» в мир картины, «созерцали».
Мать и дитя, тайна мира, красота всего мира, одиночество, зеркало космоса, тайный домик солнца, колыбельная солнца…Лишь некоторые образы, темы, открытые в картине. Увиденный образ позволил кадетам задать себе вопросы: в чем счастье человека? Какую тайну скрывает закат? В чем одиночество солнца? В чем красота мира? и т.д.
«Эта работа интересная, но сложная. Я долго не мог понять для себя главный образ картины и сформулировать идею. Мне пришлось очень долго смотреть на фотографию. Теперь я понял, что значит созерцать»,- Савинков А., кадет 75 взвода.
«Когда созерцаешь что-либо, погружаешься в себя, видишь уже не предмет наблюдения, а свой мир. Это как в малом найти большое»,-Семенов С., кадет 75 взвода.
«Великий, могучий, прекрасный, свободный…»
Русский язык! «Великий, могучий, прекрасный, свободный…» Великий язык великого народа… Сотни поколений создавали это сокровище, хранили его в чистоте, чтобы передать потомкам. Нельзя считать себя образованным, культурным и интеллигентным человеком, не владея нормами современного русского языка.
В рамках декады «Дня науки» преподавателями русского языка и литературы была представлена выставка «Вспомним великих». Ведь именно великие классики, писатели, литераторы говорили в своих высказываниях и произведениях о богатстве, чистоте, выразительности, точности, правильности русской речи. Все мы являемся носителями «великого и могучего» русского языка, о чистоте которого рассуждали, спорили кадеты и преподаватели. Культуру общения и знания особенностей разговорного языка продемонстрировали кадеты, участвуя в конкурсах спора-диалога «Великий, могучий, прекрасный, свободный…». «За словом в карман» не полезли и сразу объяснили значение многочисленных фразеологизмов и устойчивых оборотов русского языка. Спор-диалог (преподаватель Щербакова О.В.) прошел эмоционально и познавательно!
Учись рассуждать!
5 февраля в рамках декады посвященной Дню науки был проведен открытый урок-исследование по русскому языку в 85 взводе (преподаватель Ярышева Г.Н.). На уроке была представлена система работы по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, обязательной части ОГЭ.
Групповая организация работы кадет с применением интеллект-карт, листов рабочей тетради, словарей, целесообразное применение информационной и проблемно-диалоговой технологий обеспечило информационную насыщенность и результативность урока. Что такое патриотизм — это был ключевой вопрос урока. Ответы кадет сошлись в одном: это любовь к Отечеству, преданность Родине и народу, стремление служить интересам России, гордость за прошлое и настоящее страны, привязанность к родной земле, к традициям, к языку.
Браво, девятиклассники!
Как хорошо уметь читать! Нет-нет, мы не о технике чтения, мы об умении проникать в текст, анализировать, интерпретировать его и доказывать свою точку зрения. Именно это показали на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников кадеты 1 курса Олейников Кирилл и Махмутов Артем (преподаватели Коннова О.В., Лапина Е.В.). Ребята показали замечательные результаты! Кирилл Олейников стал абсолютным победителем среди всех участников регионального этапа. Артем Махмутов также в числе лучших – он стал призером. Молодцы, девятиклассники! Поздравляем их с победой! Желаем им не останавливаться на достигнутом и идти вперед в постижении уникальной дисциплины, являющейся одновременно и наукой, и искусством!
Покорить Арктику!
Арктика… «Макушка Земли», «вершина планеты», «царство вечного холода», «кухня погоды» – каких только нет названий у одной из наиболее труднодоступных частей Земли, рассматриваемой сегодня в качестве новой арены для «большой политической игры», поэтому именно сейчас необходимо хотя бы ненадолго остановиться и оглянуться назад, отдав дань уважения мужеству и самоотверженности героев-первопроходцев.
Тема Арктики поднимается сегодня и в литературе , но в век растущей изнеженности человека, его любви к комфорту и оседлой жизни, произведения о полярниках незаслуженно обойдены «официальным» вниманием, каверинский роман «Два капитана» вытеснен из подавляющего большинства общеобразовательных программ, а существующие произведения на арктическую тему — повести, рассказы, очерки В.Санина, В.Конецкого, Ю.Казакова, Ю.Чернова, А. Трапезникова, стихи лейтенанта Г.Я.Седова, Э.Асадова и др. — не упоминаются вовсе.
Исправить это решил кадет 1 курса Захаров В.( преподаватель Коннова О.В.). Включив в свой круг чтения произведения об Арктике, он посчитал необходимым обобщить, что же является основополагающим для такого важного понятия – быть сильным. Его работа так и называлась — Средства художественного воплощения концепта «сильная личность» в произведениях современной литературы о российской Арктике. Уроки трех капитанов». Руководитель – преподаватель нашей кафедры Коннова О.В.
Работа получила достойную оценку на заочных II Арктических чтениях, проходивших в г. Мурманске. Мы поздравляем автора с победой! Так держать!