«Я вызываю вас на дуэль!»

…Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
А.С.Пушкин

   29 января 188 лет назад не стало гения, «солнца русской поэзии»-А.С. Пушкина, умершего вследствие раны, полученной им на дуэли. Буквально на следующий день сердца передовых людей 19-го столетия обожгли строки М.Ю.Лермонтова:

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

   Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина. Александр Сергеевич Пушкин — поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. «Я вызываю вас на дуэль» — фраза, которую сегодня неоднократно произносили кадеты 21 и 24 взводов (преподаватель Дудко Татьяна Александровна), анализируя 6 главу романа «Евгений Онегин», и попытались взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века.
Что значила дуэль для дворянина 19 века? Можно ли было ее избежать? Как оценить поступок Онегина? Пожалуй, именно эти вопросы и стали для кадет ключевыми.

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, группа историков-исследователей (Першко Роман, Клюшин Артем, Мухин Дмитрий) подготовила сообщение-презентацию «История дуэли и дуэльный кодекс в России».
В конце урока Токмаков Артем обвинил в гибели Ленского не только Онегина и Зарецкого:
— Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, — боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.
Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.
В русской литературе тема дуэли является “сквозной” Почему дуэль существовала? Ответ один: потому что была необходимость защитить честь, других способов не было.

«Блокадная книга» свидетельствует!

  27 января классный час «Разговоры о важном» в 6д классе был посвящен знакомству с самым лучшим документальным свидетельством о страшных днях ленинградской блокады — книге Даниила Гранина и Алеся Адамовича «Блокадная книга». Эта книга стала для кадет настоящим открытием! 

  Пронзительным и эмоциональным было начало классного часа, когда преподаватель Санькова Н.В. говорила о человеке, о величии его подвигов и открытий и о его ничтожности в совершении преступлений, о подвиге ленинградцев и бесчеловечности фашистских преступников. Кадеты познакомились с именами писателей Д.А.Гранина и А.М.Адамовича, творческой историей «Блокадной книги», посмотрели фрагмент выступления Д.А.Гранина в Бундестаге в 2014 году, где русский писатель и русский солдат  рассказывал о блокадном Ленинграде потомкам солдат Вермахта, являясь живым свидетелем преступлений их отцов и дедов и живым памятником несломленного духа советского народа.

      На классном часе прозвучали фрагменты из «Блокадной книги», что не оставило никого равнодушным из присутствующих. Кадеты размышляли над вопросом: что нужно сделать каждому, чтобы подобная трагедия в истории мира не повторялась?

    Классный час завершился словами Н.В.Саньковой: «Если мы посмеем забыть хотя бы толику, хотя бы маленький кусочек этой страшной трагедии, то это станет началом  конца нас как народа, как нации, как цивилизации!»

Мы должны сохранить правду…

  Бывают дни, когда ученики молча, опустив глаза уходят с урока. Сегодня, 27 января, был такой день…
На «Разговорах о важном» кадеты 8 Г с преподавателем Голощаповой Г.А. говорили о блокаде Ленинграда, которая длилась ровно 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
На уроке преподаватель читала детские дневники, приведённые Даниилом Граниным и Алесем Адамовичем в «Блокадной книге».
Миша Тихомиров, 14 лет:
«Закупили 5 килограммов столярного клея, варим из него желе (плитка на один раз) с лавровым листом и едим с горчицей».
Аллан Каргин, 11 лет:
«… Мы сделали важное открытие – нашли 5 флаконов чесночной настойки и флакона персикового масла. Хлеб разделил удачно… Вышло распоряжение давать муку. Мы получили, и Зина – соседка – напекла лепешек из этой муки и детской присыпки, а мы ей подарили чесночной настойки. Сварили суп на 4 дня из 6 шпротин, которые варились в марле. Я их ем за ужином по 1 штуке в день. Зина выменяла столярного клея и сделала студень. Студень вышла хорошая, съелась очень быстро, но она пахнет чем-то тухлым».
Генриэтта Ковель, 13 лет:
«Когда не стало электричества, воды и отопления, стали искать новые средства: в доме появилась коптилка, сделали печку-буржуйку, которую топили сначала мебелью, а потом книгами. Воду для питья мы добывали из снега, который собирали на крыше. По утрам, когда я отправлялась за хлебом, спускаясь с шестого этажа, я натыкалась на трупы, которые обессиленные жильцы с трудом могли вынести из квартир на лестничную площадку».
Женя Шаврова, 13 лет:
«Как проходили занятия? В классе очень холодно. Мы в пальто, шапках, рукавицах. Иногда нас приходило в эти январские дни всего четверо-пятеро. Почти невозможно было сидеть за партами – через 5-10 минут мы вставали, отчаянно топали ногами, махали руками, стараясь согреться. Писать можно было только карандашом, не снимая перчаток. За ответы учителя уже не выставляли оценок, делая в журнале только пометки».
В детских дневниках нет эмоций, только констатация фактов, много описаний блокадного меню, иногда заметки о взаимоотношениях в семье.
  «Мы увидели Ленинград глазами детей, голодных, измождённых, мы почувствовали боль матерей, которые не могли накормить своих ребятишек»— делились кадеты  8г класса своим впечатлением после классного часа.
Нужно ли с современными детьми говорить о таких страшных страницах нашей истории?  Несомненно, мы должны помнить нашу историю, должны донести правду до кадет, учить сопереживать.

Встреча с театром!

 

 Театр. Самое загадочное место для современного человека, ведь в нем ты вживую переносишься в тот мир, в котором живут герои на сцене. Особенно удивительными являются те драматические произведения, авторы которых еще недавно были нашими современниками.

 Драматургия Алексея Арбузова стала редко ставиться на сценах отечественных театров, поэтому совершенно неожиданной стала постановка его пьесы «Таня» в драматическом театре нашего города. Именно это стало причиной посещения театра кадетами 32 учебного ввода вместе с преподавателем Лапиной Е.В. и воспитателем Бабаевым А.В.

 С самого начала постановки в зале повисла абсолютная тишина: зрителями овладел интерес, не уходящий до самого финала. На сцене совершенно юные артисты, вчерашние выпускники театрального, смогли заворожить игрой, перенеся в мир советского прошлого.

Возвращаясь домой, кадеты долго обсуждали выбор героев, их жизненные приоритеты, однозначно решив для себя : «Встреча с театром состоится снова».

Поэзию любят красивые люди!

   У поэта Бориса Куняева есть замечательные строки: «Поэзию любят красивые люди!» Действительно, только красивая душа способна познать, почувствовать красоту мира и воссоздать это в стихотворных строчках!

   Представил я себе картину:
Стоит лесок передо мной,
Цветы покрыли всю равнину,
Заполонили синевой.
Услышал пение чудное,
Родное пенье соловья.
Зайчиха в кустиках мелькнула,
Меня заметив у ручья.
Был слышен шорох меж деревьев,
Садилось солнце за горой,
Закончил песню соловейчик
Перед последнею звездой.

   Произведения великих русских поэтов о родной природе не оставляют равнодушными никого. Изучая на уроках литературы образцы пейзажной лирики, кадет 54 взвода Никитин Игорь (преподаватель Самотаева Н.А.) настолько был очарован их красотой, что решил написать собственное стихотворение. Первый поэтический опыт Никиты, на наш взгляд, получился достаточно удачным. Желаем успехов в творчестве!

О ценностях, которым нет цены…

Есть ценности, которым нет цены…
Есть Честь и Долг. И Силы Здравой мера,
Есть Родины Великие Сыны.
Святая Русь. И нравственность. И Вера.
Есть Ценности, которым нет цены!
Р.Гамзатов

   Кадеты 85 взвода вместе со своим преподавателем Ярышевой Г.Н. говорили о вечных ценностях. В чём заключаются ценностные ориентиры человека в отношении к миру, людям и себе? То, что является ценностью для одного человека, значимо для другого? Как поступить в той или иной сложной ситуации? Как связаны ценности человека и его цель? Жизненные ценности нашего взвода… Именно эти вопросы стали главными на занятии.

Тренинговые упражнения «Золотая рыбка», «Дерево ценностей», «Один миллион долларов» и др. позволили ребятам задуматься над важностью таких понятий, как «Семья», «Дружба», «Родина», «Образование», «Мир».
Кадеты пришли к выводу, что жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке цели жизни. То, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, какие ценности он ставит на первое место, он будет либо заводить друзей, либо получать образование, либо выбирать место работы.

 «Аукцион ценностей» позволил кадетам определить круг жизненных ценностей своего взвода. Наиболее важным для ребят являются: дружба, поддержка, честь, образование, семья…
Мы надеемся, что сегодняшний «Разговор о важном» стал для кого-то маленьким шагом на пути к осмыслению собственных жизненных ценностей.

«Горьким смехом моим посмеюся» Живой урок!

    Существует предположение, что сюжет «Ревизора» предложил Гоголю Пушкин. Так, сохранилось письмо, в котором Гоголь обращается к Пушкину с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать… комедию». В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем». «Миром призраков» назвал В.Г. Белинский среду уездного городка, изображённого в комедии, имея в виду «неразумие» общественного устройства, «перевёрнутость» жизненных ценностей и нравственных ориентиров в провинциальном «пространстве». Нанести «миру призраков», миру «плутов» сокрушительный удар посредством осмеяния – именно такой была цель писателя.
На уроке литературы в 8 классе кадеты 14 и 16 взводов вместе с преподавателем Г.А. Голощаповой исследовали природу «гоголевского смеха сквозь слёзы». После прочтения и анализа комедии Н.В. Гоголя прошла «Своя игра», в ходе которой обсуждались достаточно сложные вопросы: что такое «хлестаковщина»? Есть ли Хлестаковы среди нас? Что помогло Хлестакову временно «воцариться» в городе N?

Дети продемонстрировали знание слов, использованных Гоголем для обозначения различных реалий российской жизни первой половины XIX века, таких как «кавалерия, галантерейный, инкогнито, пассаж, нотиция, щелкопер». На уроке кадеты узнавали героев, которых сатирик вывел на сцену сам.
«Ревизор» — интересное, глубокое произведение, поэтому вопросы были разнообразные: решали математические задачи, заданные Гоголем, говорили о правописании, о мире животных и о «всякой всячине», которую любил писатель.

Любая игра предполагает победителей и проигравших. Конечно, была лучшая команда, но победили все! Мы приобщились к русской классике, увидели, что все мы когда-нибудь бываем Хлестаковыми. Не случайно Гоголь говорил, что Хлестаковы и Ноздрёвы среди нас, «просто рядятся в другие костюмы».