Существует предположение, что сюжет «Ревизора» предложил Гоголю Пушкин. Так, сохранилось письмо, в котором Гоголь обращается к Пушкину с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать… комедию». В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем». «Миром призраков» назвал В.Г. Белинский среду уездного городка, изображённого в комедии, имея в виду «неразумие» общественного устройства, «перевёрнутость» жизненных ценностей и нравственных ориентиров в провинциальном «пространстве». Нанести «миру призраков», миру «плутов» сокрушительный удар посредством осмеяния – именно такой была цель писателя.
На уроке литературы в 8 классе кадеты 14 и 16 взводов вместе с преподавателем Г.А. Голощаповой исследовали природу «гоголевского смеха сквозь слёзы». После прочтения и анализа комедии Н.В. Гоголя прошла «Своя игра», в ходе которой обсуждались достаточно сложные вопросы: что такое «хлестаковщина»? Есть ли Хлестаковы среди нас? Что помогло Хлестакову временно «воцариться» в городе N?
Дети продемонстрировали знание слов, использованных Гоголем для обозначения различных реалий российской жизни первой половины XIX века, таких как «кавалерия, галантерейный, инкогнито, пассаж, нотиция, щелкопер». На уроке кадеты узнавали героев, которых сатирик вывел на сцену сам.
«Ревизор» — интересное, глубокое произведение, поэтому вопросы были разнообразные: решали математические задачи, заданные Гоголем, говорили о правописании, о мире животных и о «всякой всячине», которую любил писатель.
Любая игра предполагает победителей и проигравших. Конечно, была лучшая команда, но победили все! Мы приобщились к русской классике, увидели, что все мы когда-нибудь бываем Хлестаковыми. Не случайно Гоголь говорил, что Хлестаковы и Ноздрёвы среди нас, «просто рядятся в другие костюмы».