Первые шаги в профессии…

 

    В период с 3.02.2025 по 18.03.2025 в нашем училище на ПМК русского языка и литературы проходят практику студенты филологического факультета ФГБОУВО ОГПУ. В течение первой недели практиканты знакомились с преподавателями и учебными взводами.
Последующие недели педагогической практики предполагают включение в преподавание учебных предметов. Так, студентки Иванова Дарья Семёновна и Сарычева Анастасия Андреевна провели свои первые уроки литературы в 54 и 72 взводах.
Сарычева А.А. рассмотрела социальные и нравственные проблемы в произведении А.И. Куприна «Чудесный доктор». Кадеты 72 взвода активно включились в процесс обсуждения рассказа, выявили особенности композиции и жанра произведения, выполнили тестовые задания, а также ответили на проблемные вопросы.
Иванова Д.С. совместно с кадетами 54 взвода погрузилась в тему взаимоотношений человека и природы. На уроках воспитанники проанализировали произведения Л.Н. Андреева, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, поговорили об ответственности человека перед природой, о необходимости быть добрым, внимательным и сочувствующим.
Студентки добросовестно подходят к выполнению поставленных задач, готовят интересные материалы к уроку.
Как отмечают практиканты, первые уроки были очень волнительны: с одной стороны, огромное желание поделиться своим увлечением литературой, с другой – страх не оправдать ожидания. Однако помощь закреплённых преподавателей и отклик воспитанников вселяют уверенность.
Сарычева А.А: «Я с предвкушением жду каждый урок как возможность приобрести колоссальный и такой необходимый опыт. Методом проб и ошибок я постигаю, каково быть учителем». 

На пути к ОГЭ!

     Поздравляем кадет  9 классов и их преподавателей русского языка с успешной сдачей устного итогового собеседования! Эта форма государственной аттестации является допуском к сдаче ОГЭ по  всем обязательным и выбранным предметам! Пожелаем кадетам и их наставникам дальнейших успехов и блестящих результатов в подготовке к ГИА!

«Под алым парусом мечты…»

   12 февраля кадеты 73 учебного взвода вместе с преподавателем Абрашиковой Н.Н. и воспитателем Пискуновым О.Ю. посетили мюзикл по книге Александра Грина «Алые паруса» в Оренбургском государственном областном театре музыкальной комедии.
Мир «Алых парусов» — это небольшой рыбацкий поселок, таверна на пристани, шутки закаленных морем людей. В этом мире в ожидании чуда жила девочка Ассоль, беззаветно верящая, что однажды он (Грэй) все-таки приплывет…
Спектакль очень понравился. Два с половиной часа пролетели как один миг, хотя время от времени дыхание останавливалось то от восторга, то от волнения, то от горечи.
Кадеты-шестиклассники поделились своими впечатлениями.

Мечкаев Всеволод: «Мюзикл «Алые паруса» запомнится мне надолго. Я пока не читал произведение, но посмотрев спектакль, понял, что на свете есть смерть, гадкие люди, травля, холодный расчёт и жизнь не всегда справедлива. Важно стоять на своём под всеми ветрами и верить, что обязательно на горизонте появятся паруса».
Вараксин Егор: «Алые паруса» — это история о том, как тяжело сохранить свою мечту и не опустить руки на пути к цели, как важно хранить надежду, когда надежды других погасли, и беречь свою веру в океане безверия».
А вы верите в чудеса? Нет?! Правильно, ведь «чудеса нужно делать своими руками, а, если душа человека жаждет чуда, сделай для него это чудо» (Александр Грин)

«Вперёд, на практику, студент!»

  С 3 февраля по 18 марта 2025 года на базе Оренбургского президентского кадетского училища проходят практику студенты 4 курса филологического факультета, обучающиеся по профилю «Русский язык и Литература». Наставниками стали преподаватели, работающие в 5 – 6 классах: Г.Н. Ярышева, Е.В. Сивак, Е.В. Хасенова, Н.В. Санькова, О.В. Щербакова, Н.Н. Абрашикова, Н.А. Самотаева.
На первой встрече перед студентами с приветственным словом выступила руководитель практики от образовательной организации Н.В. Иванисенко, методист учебного отдела. С работой преподавателей студентов познакомила руководитель отдельной дисциплины Т.А. Дудко. Инструктаж по технике безопасности провел А.А. Беседин. Студенты посетили библиотеку и учебные лаборатории.
За 6 недель студентам предстоит познакомиться с кадетами, дать уроки в 5 – 6 классах по русскому языку и литературе, а также принять активное участие в жизни кафедры.
Наставники и студенты уже запланировали большую работу с кадетами в урочное и внеурочное время: соревновательные мероприятия по русскому языку и литературе, участие в олимпиадах и конкурсах, проведение консультация и допзанятий, сотрудничество с работниками библиотеки, подготовку медиапродуктов.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

   Выбирая тему для «Разговоров о важном», самое главное — попасть в сердце и разум, чтобы мероприятие запомнилось, хотелось говорить о нем дальше. Именно на этом принципе было основано содержание классного часа в 10 б классе, посвященного 135-летию со дня рождения Бориса Пастернака.
В ходе подготовки кадеты вместе с преподавателем Лапиной Е.В. подбирали произведения, отрывки из кинофильмов, музыкальное сопровождение к мероприятию.

И вот на представляемой сцене звучат самые проникновенные произведения поэта, когда-то вычеркнутого из истории отечественной литературы, но возвращенного и принятого: «Быть знаменитым некрасиво…», «Любить иных тяжелый крест…», « Во всем мне хочется дойти до самой сути…», Гамлет» и многие другие.
Неожиданным для участников мероприятия стал ролик, подготовленный родителями класса: они завершили литературную гостиную, внеся особый дух сотворчества.
«Мело, мело по всей земле, во все пределы…» Февральское утро кадет было заряжено удивительной атмосферой поэзии, музыки и истории.

«Стою, как перед Богом, на присяге…»

     В 6д классе классный час «Разговоры о важном» был посвящен воинской присяге — «Святость слова воинской присяги» (преподаватель Санькова Н.В.).  Кадеты вместе с преподавателем обратились к истории ритуала воинской присяги, познакомились с этимологией слова «ПРИСЯГА», с текстами воинской присяги 18-19 вв., воинской присяги советского воина, воина современной России, определяли ключевые слова в текстах, читали стихи  российских  поэтов о святости воинской присяги, посмотрели фрагменты известного фильма.

 

Слово о науке!

Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя
Антон Павлович Чехов

    8 февраля  объявлен «Днём науки» на кафедре русского языка и литературы! К этому необычному дню готовились все преподаватели кафедры, ведь каждый, несмотря на наличие учёной степени (кандидаты наук у нас — Асеева Д.В., Ярышева Г.Н., степень магистра имеют Дудко Т.А., Щербакова О.В., Хасенова Е.В.), имеет непосредственное отношение к науке.
Учебные занятия в этот день начались с устного журнала, посвящённого лингвистам, учёным, литературоведам, которые внесли неоценимый вклад в изучение и развитие современного русского языка и литературы, дали нам бесценный материал для глубокого понимания истории русского народа, его культуры. Языковедческая наука всегда гордилась и гордится именами великих учёных: В.И. Далем, М.В. Ломоносовым, А.А. Шахматовым, Д. Н. Ушаковым, В.В. Виноградовым, С.И. Ожеговым и др.,
На 5 и 7 учебных курсах под руководством преподавателей кафедры выступили студенты-практиканты. Так, например, Яна Дмитриевна Зуева подготовила СЛОВО о Викторе Владимировиче Виноградове, лингвисте, русском литературоведе. Лингвиста без преувеличения можно назвать влиятельнейшей фигурой русской филологии. Многолетние изыскания учёного позволили сделать ряд существенных открытий в области классификации фразеологических единиц, а его заметки, очерки и статьи, посвящённые истории более 1500 русских слов и выражений, можно считать своеобразным прототипом современных фразеологических словарей.

Дарья Семёновна Иванова познакомила наших пятиклассников с Дмитрием Николаевичем Ушаковым — талантливым учёным, лексикографом и лингвистом, составителем первого учебника языкознания. Отметила его неоценимый вклад в развитие современного русского языка: вёл работы по языкознанию, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка.

В 51 и 52 учебных взводах прозвучало СЛОВО о русских учёных, получивших в разное время Нобелевскую премию. Особенный интерес вызвали лауреаты в области литературы. Теперь пятиклассникам известны имена Ивана Бунина, Бориса Пастернака, Михаила Шолохова, Александра Солженицына и Иосифа Бродского, получивших «за значительные и выдающиеся достижения» эту высокую награду.
День российской науки — это не только важное событие для научного сообщества, но и повод узнать каждому из нас интересные факты о российской науке и её достижениях, возможность вдохновить молодое поколение будущих учёных.

Когда раунд – нокаут!

   В 7 классах идут бои! За правила правописаний наречий без правил. Кадеты учат трудные написания этой сложной части речи. Заучивают, повторяют, соревнуются. Однако запомнить все разнообразие и сферы употребления наречий совсем непросто. Попробуйте сами понять: почему поодиночке слитно, а в одиночку раздельно, а во что бы то ни стало в 6 слов! Да, эта часть речи добавляет в нашу учебу ярких эмоции.
В нокауте оказались почти все, кроме 84 взвода! Кадеты 84 взвода все – таки устояли на ногах. Что ж, нокдаун лучше нокаута. Но есть кадеты, которые не просто выстояли в бою за правописание наречий, а получили блестящий результат. Это кадеты 7б — Антипин П., Сермягин В.; 7в  Осокин М., Симкин Я.; 7г  —  Востриков Е., Ильин Р., Кузема А., Рыбка Р., Сомов С., Щербаков Р.; 7д —  Жадько Д., Поваляев Д., Бодров Н.; 7е -Кадкин А., Кшнякин Р., Рыжих С., Харшин В.
Для остальных бой проигран, но не сражение!

Защита состоялась!

    На итоговом уроке литературы «Поэтические образы, настроения и картины в стихотворениях о природе» кадеты 51 взвода (преподаватель Ярышева Г.Н.) защитили свои проектные работы. Ребята трудились над ними всю неделю: разделились на 4 группы, распределили свои роли в команде. Чтец готовил выразительное чтение стихотворения, звукорежиссёр подбирал к нему музыкальное сопровождение, литературовед — литературную справку о стихотворении (когда было написано, о чём оно, как раскрывается образ природы и Родины, какие средства художественной выразительности используются), а художник подготовил иллюстрацию к стихотворению.

Для представления кадеты выбрали стихотворения А.А. Фета, И.А. Бунина, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова и А.А. Блока. Все ребята подошли к работе ответственно, творчески и действительно впечатлили друг друга.
Желаем дальнейших успехов и творческих идей!