Бывают дни, когда ученики молча, опустив глаза уходят с урока. Сегодня, 27 января, был такой день…
На «Разговорах о важном» кадеты 8 Г с преподавателем Голощаповой Г.А. говорили о блокаде Ленинграда, которая длилась ровно 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
На уроке преподаватель читала детские дневники, приведённые Даниилом Граниным и Алесем Адамовичем в «Блокадной книге».
Миша Тихомиров, 14 лет:
«Закупили 5 килограммов столярного клея, варим из него желе (плитка на один раз) с лавровым листом и едим с горчицей».
Аллан Каргин, 11 лет:
«… Мы сделали важное открытие – нашли 5 флаконов чесночной настойки и флакона персикового масла. Хлеб разделил удачно… Вышло распоряжение давать муку. Мы получили, и Зина – соседка – напекла лепешек из этой муки и детской присыпки, а мы ей подарили чесночной настойки. Сварили суп на 4 дня из 6 шпротин, которые варились в марле. Я их ем за ужином по 1 штуке в день. Зина выменяла столярного клея и сделала студень. Студень вышла хорошая, съелась очень быстро, но она пахнет чем-то тухлым».
Генриэтта Ковель, 13 лет:
«Когда не стало электричества, воды и отопления, стали искать новые средства: в доме появилась коптилка, сделали печку-буржуйку, которую топили сначала мебелью, а потом книгами. Воду для питья мы добывали из снега, который собирали на крыше. По утрам, когда я отправлялась за хлебом, спускаясь с шестого этажа, я натыкалась на трупы, которые обессиленные жильцы с трудом могли вынести из квартир на лестничную площадку».
Женя Шаврова, 13 лет:
«Как проходили занятия? В классе очень холодно. Мы в пальто, шапках, рукавицах. Иногда нас приходило в эти январские дни всего четверо-пятеро. Почти невозможно было сидеть за партами – через 5-10 минут мы вставали, отчаянно топали ногами, махали руками, стараясь согреться. Писать можно было только карандашом, не снимая перчаток. За ответы учителя уже не выставляли оценок, делая в журнале только пометки».
В детских дневниках нет эмоций, только констатация фактов, много описаний блокадного меню, иногда заметки о взаимоотношениях в семье.
«Мы увидели Ленинград глазами детей, голодных, измождённых, мы почувствовали боль матерей, которые не могли накормить своих ребятишек»— делились кадеты 8г класса своим впечатлением после классного часа.
Нужно ли с современными детьми говорить о таких страшных страницах нашей истории? Несомненно, мы должны помнить нашу историю, должны донести правду до кадет, учить сопереживать.