Академический метод обучения. Традиция и новаторство…

    Как выбрать из богатого арсенала методов и приемов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями? В работе словесника  со старшеклассниками тесно связаны две стороны: руководство самостоятельной работой школьников и сообщение знаний в форме лекций. Лекция помогает активнее приобщать учеников к работе с книгой и другими источниками знаний, вырабатывать самостоятельность мышления. Не менее важно и то, что в лекции они видят образец того, как надо говорить, сколько надо читать, как много человек должен и может знать. Исходя из понимания основных задач литературного образования В.П.Острогорский, известный русский педагог и литератор, указывал на необходимость использования лекции в процессе обучения: «Сократический метод должен быть дополнен методом академическим, т.е. лекцией. В средних классах он может применяться крайне редко, а в старших академический метод должен стать преобладающим». Необходимость его методист обосновывает тем, что образцовая речь учителя способствует выработке литературной речи учеников; лекция приучает к восприятию связной системы мыслей и помогает созданию у слушателей навыка строгого логического изложения; живое образное слово учителя наряду с художественным словом писателя обладает возможностями эмоционально-воспитательного воздействия. Так, кадеты 9д и 9е классов (преподаватель Санькова Н.В.) в процессе дистанционного обучения учились конспектировать лекционный материал, работая над изучением романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В итоговой беседе по окончании лекции кадеты признались, что было нелегко внимательно слушать, определять главное и в форме тезисов фиксировать в тетрадь.