Слово учителя. «Каким он должен быть?»

  Учитель литературы… Каким он должен быть?

  Вопрос, конечно, деликатный и непростой. Во-первых, все мы разные, и трудно дать какие-то универсальные советы насчет того, как должен выглядеть учитель, как говорить, ходить, улыбаться…

  Во-вторых, годы, посвящённые обучению, делают нас похожими то на Наташу  Ростову, то на Катерину, сожалеющую о том, что люди не птицы…. Дети видят нас всегда, со всех сторон, насквозь, и от  этого мы ни в коем случае не должны раздражать их диссонансами, шокировать безвкусицей. Нам нужно исхитриться быть такими, чтобы, с одной стороны, радовать детский взгляд гармонией своего образа, а с другой – быть почти невидимыми.

   Настоящий мастер своего дела  странствует вместе с учениками, делится  впечатлениями от увиденного, удивляя – по- детски удивляется, передавая им свои знания –  учится  у них  воспринимать жизнь в цвете, в красках.  Ребёнку надо дать возможность создавать собственные миры, уметь делиться ими с другими детьми.  Именно книга, которая стоит на «золотой полке» у каждого учителя-книгочея  поможет  открывать новые миры, прожить тысячу жизней, увидеть такие места, в которые не смог бы забраться никто на свете. Однако почти 700 миллионов детей в мире до сих пор не могут читать и понимать простой текст. Часто ребёнок просто не готов принимать изменившийся мир, постигать языковые хитросплетения.

  Мне не повезло с учителем литературы, мы скучали на уроках, рисовали в тетрадях что-то абстрактное и, естественно,  не любили читать. Подобно Обломову, герою  одноимённого романа И.А. Гончарова, я думала: «Ну  какое мне дело до того, что какой-то хан напал на Русь…, если меня это не касается». Но даже он любил  вообразить себя «каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает  участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия».

  Моя любовь к чтению пришла с романами  Жюля Верна, они стали  моей последней надеждой. И вот уже с капитаном Немо я погружаюсь в тёмные глубины океана, вместе с Робинзоном Крузо я живу на необитаемом острове, так мастерски нарисованном Даниэлем Дефо, вместе с героями Вальтера Скотта сражаюсь на войне Алой и Белой розы…

   Учитель должен увидеть и развить интерес ребёнка, сделать свои уроки уроками Любования.

   Любование… В этом весь секрет  и вся тайна постижения Красоты! «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…», —  эти слова Николая Рыленкова о  русской природе  в полной мере можно  отнести и  к  языку великого русского народа, воплотившего в слове всю мощь и всю мудрость русской души.

   Дейл Карнеги говорил, что самое важное в любом деле – интерес человека. Если человек будет «гореть» своей идеей, она непременно превратится в огромный проект, способный поразить любого. Учителя должны не просто придерживаться школьной программы, они должны быть тонкими психологами, искусными ораторами, великими чтецами. Настоящий учитель покажет, что литература  бесконечна и безбрежна, как океан. И нам  нужно погружаться в его глубины, показывая детям бесконечную красоту познания.  Проводником и кормчим, знающим каждый подводный камень, каждую мель, станет хороший текст. Хайдеггер говорил: «Текст – это целая Вселенная».  Каждый день, каждый урок нужно постигать вместе с детьми эту Вселенную, чтобы  воспринимать мир через шум  набежавшей  на морской песок волны, через рокочущий вал, грозящий накрыть вас с головой и унести в неизведанную даль, через шум дождя… И тогда, как безбрежный океан, откроется им мир литературы  со своими законами, правилами, системой, сформируются навыки вдумчивого чтения.  А иногда можно просто  слушать тишину, а потом поделиться тем, что услышали с друзьями, разделить этот миг с близкими людьми.

  Представьте себе самое ценное, что у вас есть. Подержите это в руках. А теперь отдайте детям. Отдавая – обогащайтесь, удивляя—по-детски радуйтесь, работая со словом – дайте почувствовать другим  его   звук,  вкус,  красоту.

  Рождаясь, слово имеет два значения:  лексическое  и  непосредственное, образное. Ведь Слово – это   сосуд, который наполнен драгоценным содержанием, но не всякий человек,  пригубив, может понять его суть.      С годами образное звучание теряется, и  главная задача учителя-словесника – возродить этот первоначальный  образ.  Уроки литературы  – это, прежде всего, искусство  возрождения образа слова,  бесконечный  творческий процесс,  высокое  веление души. А это требует колоссальных душевных затрат и от учителя,  и от учеников.

  С чего же начать познание такого сложного, но удивительно красивого мира книги? Может быть,  с глобального, яркого, стремительного,  космического?

  Всё зависит от детей, а их настроение учитель  узнаёт  сразу же, через две-три минуты после звонка: озабоченно прячут глаза  –  наверное,   неудача по геометрии?  шепчутся в углу – не хотят делиться секретами; опять поссорились – значит,  на сегодня открытия и удивления отменяются. А так хочется  воспарить птицей,  услышать шум прибоя,  проследить за облаками, весело несущимися вдаль… Но, увы, всё завтра.. Завтра учитель вместе с   К.Г. Паустовским убедит детей в том, что  «…нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в  нашем  языке  точного выражения», вместе с Н.В. Гоголем покажет, что в книге  «что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

  Урок литературы должен стать  уроком  нравственных  побед  учеников, а не просто обязательным предметом, стоящим в расписании,  животворящим источником Жизни и Добра,   чтобы  «сосуд добра» каждого из  учеников   нельзя было   «исчерпать до дна»!

  Вслед за   Бальмонтом, я восклицаю, обращаясь к сегодняшним детям: « Будьте как солнце »,  и  я уверена –  они будут.

   Проходят столетия, исчезают цивилизации,  и только  нравственные ценности остаются непреходящими, а настоящий учитель всегда остается  Учителем.  Тем   человеком,  который  вместе с  учениками  проносит через всю свою жизнь  высокую   красоту Любования Словом!

Голощапова Г.А., преподаватель

русского языка и литературы