Язык есть исповедь народа…

   28 сентября прошёл открытый урок по родному  (русскому) языку в 13 взводе нашего училища.  Тема занятия  — «Диалект как часть народной культуры. Диалектизмы» (преподаватель Ярышева Г.Н.).   Использование краеведческого материала, инсценировка с оренбургским пуховым платком, словарь диалектов, художественный текст В.И.Даля про уральских казаков — все наполнило урок яркостью, самобытностью!   Кадеты  формулировали цель и задачи урока, знакомились с  диалектными словами Оренбуржья, учились находить диалектизмы в  словаре и  художественных текстах и определять  цель их использования, составляли карту диалектизмов Оренбургской области. А продолжением исследовательской деятельности  кадет будет создание электронного словаря диалектизмов Оренбуржья «С чего начинается Родина?».

  В конце урока ребята пришли к выводу: в  каждом районе нашей Оренбургской области есть носители диалектных слов.  Диалектные слова – это голос народа, это зеркало народной жизни, это часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта, значениях слов, понятиях — за ними стоят определенные способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь.

«Тест» на сообразительность…

     Из малых жанров устного народного творчества кадетам 34 взвода больше всего полюбилась загадка, которая еще в древности служила  средством испытания мудрости  и  продолжает сейчас оставаться  «тестом» на сообразительность человека. Поэтому на предложение преподавателя самим придумать загадку ребята с удовольствием откликнулись. Но как это сделать? Что лежит в основе загадки? Какие приемы и художественные средства? Именно это предстояло выяснить кадетам на уроке литературы (преподаватель Чеховская Н.С.) Познав секреты создания загадок у народа, кадеты сумели создать и свои. Вот некоторые из них.

Он большой, как мяч футбольный.

Кто ни съест его – довольный.

Так приятен его вкус!

А зовут его …. (арбуз) (Орлов Вячеслав)

***

Его по полю гоняешь

И в ворота забиваешь. (футбольный мяч) (Рыльский Дмитрий)

***

Крышу заменяет,

Всех сухими оставляет. (зонтик) (Арасов Даниил)

***

Не крыша, а от дождя спасает. (зонтик) (Манеев Даниэль)

***

Если дождь опять польет,

Выйду с ним на улицу.

Над собою распахну —

Не стану мокрой курицей.   (зонтик) (Юрмашев Даниэль)

Путешествие в лето. С книгой…

    Вы любите путешествовать? Конечно, да. Однако не каждое путешествие совершается на поезде или самолете. Кадеты 11 взвода (преподаватель Лапина Е.В.), например, любят странствовать по страницам книг, а в помощь им всегда есть путеводитель — «Секретная литературная карта».

   На одном из уроков литературы кадеты поделились своими впечатлениями о прочитанном, и урок превратился в настоящий квест. Каждый стремился рассказать самую интересную историю из произведения, задать вопрос, поучаствовать в общей викторине. Благодаря такому занятию легко было узнать читательские пристрастия шестиклассников и понять, что лето они провели с пользой.  Ведь путешествие в лето, когда над тобой паруса из страниц любимых книг,- незабываемое!

В мире древнегреческих мифов!

   Мифы стали первой литературной формой, в которой сплетение земных и небесных судеб поражает нас своей искренностью даже спустя тысячи лет. В мифах древние греки воплощали все свои чаяния и надежды, заветные мечты. Это сокровищница великолепных образов, произведения литературы и искусства.

  Ребята 5а, 5г и 5 е классов (преподаватель Д.В. Асеева) на протяжении нескольких уроков изучали мифы Древней Греции. Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Ребята познакомились с древнегреческими божествами, героями, титанами. Особый интерес вызвали 12 подвигов Геракла.

  Ребята с интересом работали с энциклопедиями «Легенды и мифы Древней Греции», решали филворды, отгадывали кроссворды, рисовали, раскрашивали и заполняли интеллект-карты.

  Богдан К.: «Читая мифы Древней Греции, попадаешь в удивительный мир фантазии эллинов. Захватывающие приключения, необыкновенные подвиги, мужество и упорство героев, коварство и жестокость богов оживают на страницах древних легенд».

  Алексей Г.: «Вот отважный герой Геракл, совершивший двенадцать знаменитых подвигов. Персей, поразивший Медузу Горгону. Тесей, победивший минотавра. Прометей, который восстал против самого Зевса и подарил огонь людям».

  Ваня С.: «Мифы Древней Греции созвучны любой эпохе и встречают отклик в душе современного человека, как и тысячелетия назад».

  Егор В.: «Мифы поучительны. Изображая своих богов и героев, древние греки наделяли их самыми лучшими и самыми дурными свойствами человека. Восхищались благородными, мужественными героями, презирали трусов, предателей, осуждали коварство, жадность».

  Степан Я.: «Мифы Древней Греции прекрасны и интересны тем, что они воспевают любовь, дружбу, борьбу за жизнь, за родину».

   Читайте древнегреческие мифы и погружайтесь в прекрасный мир мифологии, почувствуйте мудрость мифов, их поэтичность и очарование!

Грамотность — это достоинство!

   Международный день грамотности проводится ежегодно 8 сентября, чтобы привлечь внимание к проблемам грамотности, которые существуют во всем мире. Международный день грамотности был учрежден Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, или ЮНЕСКО, в 1966 году, «чтобы напомнить общественности о важности грамотности как вопроса достоинства и прав человека».
На уроках русского языка и литература кадеты 7 а и 7 г классов (преподаватель Дудко Т.А.) размышляли над вопросами:
-Что значит «грамотный человек»?
— Можно ли решить проблему безграмотности?
Работали с научными статьями и приводили факты, почему важна грамотность.
Третьяков Иван (7г):
Международный день грамотности дает нам повод остановиться и поблагодарить родителей, учителей и других людей, которые посвятили свое время тому, чтобы помочь нам научиться читать и писать. Наша грамотность — это сокровище, за которое мы благодарны.
Мухин Дмитрий (7а):
Исследования показывают, что ежедневная тренировка мозга: чтение, письмо и работа с числами- сохраняет клетки мозга здоровыми по мере старения, снижая вероятность развития болезни Альцгеймера и деменции в более позднем возрасте.
Дистанов Анвар (7г:)
Обучение чтению и письму улучшает нашу способность эффективно общаться с другими, улучшая устную речь, позволяя нам более четко выражать свои чувства, мысли  другим.
Левинский Даниил (7а):
Грамотность является ключом к расширению личных возможностей и дает нам личное достоинство и самоуважение.
Кадеты нашли ответ на вопрос «Как стать грамотным?»
Много читать хорошей литературы.
Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
Знание — сила! Международный день грамотности — повод сделать мир лучше!

…И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

 Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая способствует в полной мере не только реализации требований ФГОС общего образования, но и объединяет все виды деятельности кадет, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

  Так, в прошлом учебном году кадеты 7-х классов прошли  курс внеурочной деятельности  «Литературное чтение «Читаем. Думаем. Спорим».

   Результатом совместной деятельности преподавателя Хасеновой Е.В. и кадет 32 и 33 взводов (Аганова В., Гулака Г., Козлова В., Евдокимова Н., Пиманова М., Снеткова И., Русина С., Харламова С., Ямальдинова М.) стал небольшой сборник творческих работ — «ПОЙМИ ЖИВОЙ ЯЗЫК ПРИРОДЫ  — И СКАЖЕШЬ ТЫ: «ПРЕКРАСЕН МИР!»