«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»- Антон Павлович Чехов.
8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук». Почти за три века российская наука открыла миру огромное множество великих имен и достижений, она всегда шла в первых рядах мирового научного прогресса, особенно в области фундаментальных исследований.
3 февраля был объявлен «Днем науки» на кафедре русского языка и литературы. К этому необычному дню готовились все преподаватели кафедры, ведь каждый, несмотря на наличие ученой степени (кандидатов наук у нас немного — Асеева Д.В., Каширина С.В., Ярышева Г.Н., степень магистра имеют Дудко Т.А., Щербакова О.В., Хасенова Е.В.), имеет непосредственное отношение к науке.
В начале своего урока каждый преподаватель нашей кафедры обращал внимание кадет на СЛОВО о том или ином научном деятеле-филологе. СЛОВО-презентация, СЛОВО-видеофрагмент, СЛОВО-рассказ. Так, например, преподаватель Ярышева Г.Н. на своем уроке для девятиклассников подготовила СЛОВО о Викторе Владимировиче Виноградове, лингвисте, русском литературоведе. В январе ему исполнилось 125 лет. Виктора Владимировича Виноградова без преувеличения можно назвать влиятельнейшей фигурой русской филологии. Будучи учеником таких авторитетных ученых, как А. А. Шахматов и Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и сам со временем дал путёвку в жизнь многим выдающимся учёным-лингвистам. Велик вклад В. В. Виноградова и в развитие русской фразеологии и лексикологии. Многолетние изыскания учёного позволили сделать ряд существенных открытий в области классификации фразеологических единиц. Его заметки, очерки и статьи, посвящённые истории более 1500 русских слов и выражений, можно считать своеобразным прототипом современных фразеологических словарей.
Преподаватель русского языка и литературы Каширина С.В. также сосредоточила внимание кадет 45 и 46 учебных взводов на именах великих русских лингвистов. В истории мирового языкознания наши отечественные лингвисты всегда играли заметную роль. Во всех сферах науки о языке они сумели сказать свое весомое оригинальное слово. Языковедческая наука всегда гордилась и гордится именами великих ученых-русистов: М.В.Ломоносовым, В.И.Далем, А.Х.Востоковым, А.А.Шахматовым, Д. Н. Ушаковым, А.М. Пешковским, Л.В.Щербой, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым и др.
Нельзя было не рассказать кадетам, по мнению преподавателя, о русских ученых, получивших в разное время Нобелевскую премию. Особенный интерес вызвали Нобелевские лауреаты в области литературы. Теперь кадетам известны имена Ивана Бунина, Бориса Пастернака, Михаила Шолохова, Александра Солженицына и Иосифа Бродского, получивших «за значительные и выдающиеся достижения» эту высокую награду.
В этот день на уроке у преподавателя Еремеевой Л.В. шестиклассники проводили научный эксперимент. Малая форма исследования текста была приурочена не только к теме урока, посвящённому поэтическому жанру, но и ко Дню науки. Кадеты сопоставляли две области человеческой деятельности: науку и искусство. Творцы читали стихи, рисовали картины, а «учёные» изучали методы «творцов». Научный эксперимент, организованный преподавателем Л.В. Еремеевой, позволил кадетам узнать, что у звука есть цвет, размер, характер. Новая наука фоносемантика открыла ученикам неизведанные ранее знания. А открывать самим эти знания было интересно и увлекательно.
За звание «Знаток русского языка» боролись кадеты 5-6 классов. Интеллектуальная викторина, организованная Щербаковой О.В., позволила познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о языке. Истинными знатоками русского языка стали кадеты: Лихненко А.(5б), Максименко А(5в), Пустовалов А. (5г), Прокофьев С., Якименко Д. (6а), Чалый А. (6г), Романец Д., Морозов А. (6е).
«Олимпиада – это шанс» — мероприятие, которое было организовано преподавателем Лапиной Е.В., смогло заинтересовать кадет, ежегодно участвующих в олимпиадах разного уровня. Диалог-встреча с кадетом 84 взвода Калюх Демидом, победителем, и Олейниковым Кириллом, призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Какие были задания? Что сложнее всего было выполнить? Как вы готовились к олимпиаде? — вопросы, на которые хотели услышать ответ многочисленные заинтересованные кадеты.
«Гордость русской науки» — название выставки, посвященной российской и мировой науке (организована Щербаковой О.В.). На представленных стендах кадеты познакомились с биографией, научными трудами, высказываниями не только ученых-филологов, но и писателей. Ведь именно великие литераторы говорили в своих высказываниях и произведениях о богатстве, чистоте, выразительности, точности, правильности русской речи. Все мы являемся носителями «великого и могучего» русского языка, о чистоте которого не раз рассуждали на уроках русского языка и литературы.
Таким образом, мероприятия, проведенные в День науки, были яркими, запоминающимися, пропагандировали научные знания среди кадет и помогли выявить наиболее способных. Проведение подобных мероприятий в нашем училище стало хорошей доброй традицией, потому что охватывает широкий круг вопросов, отвечает запросам кадет, интересующихся не только школьной программой, но и разными науками.