Честь, долг, память: разговор по-кадетски

  50 лет назад Альберт Анатольевич Лиханов написал свой известный роман для детей и подростков «Мой генерал». Этой книге-юбиляру был посвящен необычный урок литературы по теме «Честь, долг, память: разговор по-кадетски».  Урок прошел в форме литературной гостиной в библиотеке училища. Преподаватель русского языка и литературы Наталья Абрашикова и кадеты 73 взвода  вместе с героями книги Альберта Лиханова  увлеченно погрузились в мир размышлений о важных жизненных ценностях

Через призму судьбы простого советского мальчика Антошки Рыбакова ребята познакомились с историей семьи, наполненной трагическими страницами Великой Отечественной войны, но вдохновляющей силой человеческого духа и стойкостью старшего поколения.

В начале урока сотрудник Ольга Князькова познакомила ребят  с биографией  писателя, позволившей глубже проникнуть в мотивы творчества А. Лиханова (в своих книгах автор  очень часто обращается к этой тяжёлой теме и описывает он её правдиво, без прикрас, он сам ребёнок военной поры (когда началась война, ему было 6 лет).

Затем последовал глубокий разбор произведений: образ  деда-генерала, мудрого наставника и примера для подражания, тема героизма, скромности и патриотизма, значимость наследия наших ветеранов для молодого поколения. Кадеты  зачитывали важные эпизоды, пересказывали главы из романа, комментировали прочитанное и делали выводы.

Вараксин Егор, Коток Миша и Буланов Прохор  инсценировали важный эпизод о встрече главных героев на Красной площади,  просмотрев который кадеты сделали вывод, что нужно всегда быть гордостью своих родителей.

Кроме анализа художественных образов, кадеты поделились впечатлениями о чтении романа и попытались провести параллели между романом  и собственной жизнью. Было отмечено, насколько важной оказывается поддержка семейного круга и воспитание детей в духе благородства и уважения к старшим.

Гайнутдинов Алексей высказал свое мнение: «Эта книга отвечает на вопрос: каким быть? Ответ — человечным! Не быть безразличным, вести себя достойно, быть ответственным, людей любить. Читая роман, я наблюдал за чередой перемен и  видел,  как взрослел герой, имея рядом достойный пример дедушки.  При этом его дедушка психологически не давит и не ругает за каждый проступок, а делится своим жизненным опытом. В книге очень много светлых и поучительных моментов, которые могут быть полезны даже взрослому. За это я и люблю нашу русскую литературу»

Долбнев Платон: «Особенно меня поразила глава «Военная тайна». Тайна деда заключалась в том, что он, оказывается, не был родным отцом Сергея, папы Антона, он нашел его среди беженцев, его настоящая мать погибла. Конечно, можно было бы промолчать, но дед посчитал «долгом своей совести» найти настоящего отца Сергея. Вот слова генерала Антона Петровича Рыбакова: «Есть вещи поважнее службы, работы, дома… У каждого человека должно быть продолжение, это высшее счастье». После прочтения романа я стал внимательнее и добрее относиться к моим самым близким людям»

Борисов Богдан: «Я думаю, роман Альберта Лиханова надо прочитать всем моим сверстникам. Автор  помогает читателям найти правильный ответ, поступать по совести. Роман делает нас добрее, подсказывает, к чему надо стремиться»

Наталья Карзанова   провела  творческую рефлексию, в ходе которой каждый участник  литературной гостиной написал три самых важных слова  о поднятых в романе проблемах  и поделился мыслями о будущем развитии личного нравственного потенциала.

Наталья Абрашикова, подводя итоги урока, еще раз напомнила кадетам: «Мой генерал» — это не просто книга. Это разговор о том, что делает человека настоящим офицером. Не мундир. Не звания. А честь — когда не прячешься за спины; долг — когда работаешь, даже если стыдно; память — когда бережёшь то, что оставили наши предки».

 На память об  уроке  ребятам были подарены   буклеты с полюбившимися цитатами из романа, содержащими  ценные уроки жизни.

Учиться у Суворова!

  Поздравляем Даутова Романа, кадета 10в класса с победой в творческом конкурсе V Всероссийских суворовских чтений!

   «Учиться у Суворова: Победи себя — будешь непобедим!» — эссе, написанное Романом на основе собственного жизненного опыта, пережитого испытания. Помогла Роману пройти тяжелое испытание  книга А.В.Суворова «Наука побеждать» Как победить собственную немощь, физическую слабость, тяжкий недуг? Только собрав всю волю в кулак, верить, идти к цели вопреки всему! И одержать победу!

  Экспертная комиссия по достоинству оценила эссе Романа —  1 место в творческом конкурсе. Поздравляем кадета и его наставника — преподавателя русского языка и литературы Санькову Н.В.!

Прикосновение к «вечному и мудрому»…

  16 декабря кадеты 31 взвода с преподавателем русского языка и литературы  Голощаповой Г.А. и воспитателем Подгорновым В.Н.  приняли участие в торжественном мероприятии, посвященном 90-летию Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей РСФСР.      В библиотеке имени Н.К. Крупской собрались талантливые люди, мастера слова, трепетно относящиеся к русской литературе. Звучали стихотворения оренбургских поэтов, классиков русской литературы. В теплой творческой обстановке кадеты прикоснулись к красивому русскому слову, увидели, какой любовью пронизаны поэтические строки о нашей малой родине. Кроме этого, для кадет была проведена интересная экскурсия по залам библиотеки. Им показали фонд иностранной литературы, электронный зал для читателей, мы посетили Пушкинскую комнату, где хранятся редкие издания «Капитанской дочки». Кадеты показали свою заинтересованность и удивили знанием текста. В залах старого здания библиотеки нам рассказали о раритетной мебели, о черных лестницах и потайных ходах, о редкой по красоте бальной зале.
Хочется, чтобы прикосновение к прекрасному нашло отклик в сознании кадет, чтобы то «вечное и мудрое» упало зерном  в благодатную почву.

Орфографические бои на 5 учебном курсе. Двойные согласные атакуют!

  На 5 учебном курсе состоялся 3 раунд орфографических боёв (в рамках лингвистического многоборья «Знай русский»).
Особенность этого события заключается в том, что оно проходит не только внутри отдельного взвода, но и между всеми взводами курса. Это создаёт дополнительную мотивацию для участников — ведь теперь речь идёт не только о личном успехе, но и о чести взвода!
Цель состязания на этот раз – закрепить знание правописания удвоенных согласных.
В 3 раунде одержали победу кадеты 54 взвода. Призёрами стали 56 (2 место) и 52 (3 место) взводы.
Преподаватели Д.В. Асеева, Е.В. Сивак, Е.В. Хасенова, Г.Н. Ярышева отмечают высокую конкуренцию среди кадет курса.
Орфографические бои помогают кадетам глубже усвоить учебный материал, развивая интерес к русскому языку и желание совершенствовать свои знания.

Героев помнить имена!

   В каждую эпоху есть свои герои — это люди, которые отважно защищали и защищают своё Отечество.

  9 декабря — День героев Отечества. Сегодня на уроках литературы в 10-х классах вспоминали тех, кто был удостоен высших государственных наград, читали стихи о Родине, о подвиге, о славе.

  В конце урока кадеты возложили цветы к скульптурной композиции, посвящённой выпускникам Оренбургского президентского кадетского училища — павшим при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, а также мемориальной доске Герою России Александру Прохоренко и барельефу «Воинской славе посвящается».

  Рассуждая о героях и защитниках, кадеты пришли к выводу: «Без памяти — нет истории, без истории — нет культуры, без культуры — нет духовности, без духовности — нет воспитания, без воспитания — нет человека, без человека — нет народа!»

03.12.2025 г. Допуск к ЕГЭ!

 3 декабря кадеты  выпускного 3 учебного курса вместе со всеми выпускниками России писали итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Первый государственный экзамен для одиннадцатиклассников, первое серьезное испытание.

 Выпускникам Оренбургской области были предложены следующие темы:

1)В чем счастье и в чем драма любви?

2)Что Вам ближе: стремление к одиночеству или бегство от него?

3)Можно ли быть независимым от общественного мнения?

4)Почему «отцы и дети» — вечная тема?

5)»Не без добрых душ на свете!..» Какие примеры из художественной литературы могут подтвердить эти слова Н.А.Некрасова?

6)По Вашему мнению, заимствования обогащают язык или портят его?

В течение нескольких дней будет работать экспертная комиссия по проверке работ. Пожелаем нашим выпускникам и их  преподавателям успешного получения допуска к ЕГЭ!

Милосердие или справедливость?

 «Настоящее судебное заседание!» — так определили форму необычного урока литературы кадеты 51 взвода.

  На итоговом уроке по произведению А.С. Пушкина «Дубровский» ребятам было предложено поучаствовать в судебном заседании (судья – преподаватель Ярышева Г.Н.).

  Главным вопросом урока: Владимир Дубровский – благородный дворянин или разбойник? В ходе занятия кадеты познакомились с процессуальной терминологией, попробовали себя в роли прокурора (Асимов Тимур), адвоката (Пуларгин Никита, Сёмкин Роман), подсудимого Дубровского (Епанешников Борис) или свидетеля (Глазунов Лев, Морозов Максим, Борисов Даниил и др.).

  Ребята доказывали друг другу свою точку зрения (как героя романа) и демонстрировали отличное знание текста, умение выстраивать логичную структуру аргументации, слушать оппонентов, анализировать их доводы и при необходимости корректировать свои позиции.

З  а время изучения романа кадеты полюбили главного героя, начали испытывать к нему сочувствие и понимание. Суд над героем всё же состоялся, но судья не смог вынести приговор, так как голоса «виновен» и «невиновен» разделились поровну.

  На это и есть литература, чтобы каждый читатель смог самостоятельно сделать вывод и определить отношение к герою.

Ключ к познанию и самопознанию

  «Колокол на башне вечевой…»- именно так определяет природу русской литературы М. Ю. Лермонтов. Хранить, возрождать, очищать сердца и души, передавать сокровищницу многовекового духовного опыта, заключенного в русском слове,- это и есть главное предназначение литературы. Литературное слово — это отражение культурного и ментального кода.   Чтение и знание литературы есть непременное условие настоящего образования.
Сегодня кадеты 7-12 классов принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Выполнение работ требует не только знания основ литературоведения, умения глубокого целостного анализа текста, но и творческих способностей — умения создавать текст в определенном жанре, грамотно владеть словом.
Пожелаем участникам высоких результатов!

   «Литература нас не учит, литература нас очеловечивает. Этим всё сказано. Чтение — ключ к познанию и самопознанию!»— Н.В. Санькова, преподаватель русского языка и литературы.

Региональный пробный сдан!

qgsglucqm28

20 ноября в рамках подготовки и  мониторинга качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования для учащихся 9 классов Оренбургской области прошло пробное итоговое собеседование.

Итоговое собеседование — обязательный этап для девятиклассников, без которого нельзя получить допуск к ОГЭ. ИС состоит из четырех ступеней: чтение, пересказ прочитанного текста, монолог и диалог. На выполнение всех заданий даётся 15–16 минут, включая подготовку. Кадеты достойно справились с заданиями. Экспертами были учтены все ошибки и недочеты. Преподавателями 9 классов проанализированы все результаты и откорректированы маршруты подготовки к основному экзамену.

11 февраля 2026 года — основной день проведения итогового собеседования по русскому языку для девятиклассников.

Лексическое ориентирование!

 IMG_20251124_085631_480

 На 5 учебном курсе в рамках проекта лингвистического многоборья «Знай русский!» состоялось увлекательное соревнование под названием «Лексическое ориентирование», цель которого – выявление и устранение коварных ошибок — плеоназмов и тавтологических повторов, часто встречающихся даже в речи взрослых. Преподаватели Асеева Д.В., Сивак Е.В., Хасенова Е.В., Ярышева Г.Н. провели теоретическую подготовку, рассказывая, какими хитрыми бывают лишние слова.

 Шестиклассники узнали, насколько важно избегать двусмысленность и уметь выражать мысли лаконичнее и точнее. Затем спортсменов-ориентировщиков ждали практические испытания: прочитать текст, выявить скрытую угрозу и обезвредить её уместным словом. Кадеты внимательно читали и анализировали каждую фразу, выбирая самые точные формулировки и исправляли перегруженные обороты. Пришлось проявить настоящее мастерство сыщика, чтобы обнаружить засевших в текстах невидимых врагов, таких как «подниматься наверх» или «жестикулировать руками». Назовем победителей и призёров лексического ориентирования:

1 место – 54 взвод

2 место – 52 взвод

3 место – 55 взвод

IMG_20251124_085631_895 IMG_20251124_085631_580