«…явление русского духа»

 

   6 июня — день рождения А.С.Пушкина. Этот день объявлен Днем русского языка!

  «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — говорил Н.В. Гоголь.  

   Ф.М. Достоевский утверждал, что «в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое».

  Вряд ли Александр Сергеевич предвидел, что когда-нибудь станет не памятником нерукотворным, а нерукотворной скрепой для многих поколений и неформальным символом нашей любви к ближнему, к русской поэзии, к русскому языку. Ведь из «нашего всего» он как-то незаметно для нас самих перешел в категорию «родные и близкие».

  С раннего детства мы знаем наизусть его «Мороз и солнце; день чудесный!», вчитываемся в то, как «ветер на море гуляет// И кораблик подгоняет…», мы переживаем за царя Гвидона, который «в точку уменьшился, // Комаром оборотился, //Полетел и запищал, //Судно на море догнал».

   Взрослея, мы проходим дорогой чести вместе Петром Гринёвым, мы переживаем за Самсона Вырина, который потерял смысл жизни, мы восхищаемся Татьяной Лариной…

            Ну, а если не он, то кто?

  Предыдущие поколения бросили все свои силы на строительство его пьедестала. Это было нужно. Но в последнее время Пушкин не вскарабкивается на свой пьедестал, остается с нами, стоит где-то рядом, говорит по телефону, гуляет по городу, ждет новостей, тех же, которых ждем и мы. Это оправдано нашим современным менталитетом. И, наверное, это правильно: Пушкин рядом, он становится близким, модным, современным.

   Поэтому Пушкинский день в последнее время мы (я о себе и вверенных мне детях) отмечаем без пафоса, без тени пиетета, без глупости коленопреклонения. Легко представляем себе Пушкина ребенком или подростком. Несовершеннолетний Александр Сергеевич, по мнению детей, постоянно безобразничает, посекундно изобретает каверзы, бегает, вертится, суетится. Когда же он пишет стихи? Только когда никто не видит. Тайно.

   Пушкин гордился, что он москвич, был страшно суеверен, обладал феноменальной памятью, был невероятно влюбчивым, мечтал стать кавалерийским офицером, отращивал ногти, а ещё очень любил пить чай… Чем отличаются его мечты и увлечения от наших? Да, это был обычный, близкий и понятный нам человек! Но… его удивительный гений делает его выше нас, талантливее, делает его бессмертым.

   Человек, когда он на виду, совсем не такой, каким он становится, оставшись один. И Пушкин среди нас сильно отличается от Пушкина наедине с собой. Никто сейчас не может представить себе, каким Александр Сергеевич был в реальности. А каким он становится спустя 226 лет после рождения, зависит от того, что мы о нем думаем – каждый в отдельности. Можно даже сказать, что Пушкин давно из человеческой единицы превратился в миллионы разных пушкиных, не очень похожих друг на друга. Это зависит от нашего читательского интереса.

  В детстве мы думаем, что Пушкин – ребенок, потом он растет, мужает и даже стареет – он проживает с нами нашу жизнь, он думает о том же, о чем думаем мы. И он просто родной, и он будет жить, «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит».

    Кто же такой Пушкин? Для каждого он свой,  «не ретушированный, благонравный и вдохновенный Пушкин его биографов, — а «дитя ничтожное мира»,— и все-таки в общем итоге невыразимо привлекательный и чарующий человек — живой человек!»

                Голощапова Г.А., преподаватель русского языка и литературы

Помнить, чтобы быть! Литературная презентация книги

  5 июня для кадет 6 классов в рамках летней учебной практики было организовано мероприятие – литературная презентация повести В.О.Богомолова «Иван» Это одно из самых трагических  произведений русской литературы на тему детства и войны.  «Удержать от участия в смертельной борьбе невозможно»именно таким было название мероприятия.  Автор повести – фронтовик, контрразведчик, специалист аналитического отдела ГРУ, прошедший не только фронт Великой Отечественной войны, но и послевоенную борьбу с бандеровцами на территории Украины. В центре повести – образ двенадцатилетнего мальчика, ровесника кадет 6 классов, настоящего Воина, Патриота и Гражданина, объявившего свою войну фашистам.

   На презентации звучали стихи, посвященные юным героям, были представлены инсценировки отдельных эпизодов повести. Щербаковой О.В. и Самотаевой Н.А. было организовано обсуждение отдельных тем, поднятых в произведении. Ребята размышляли о ненависти и мужестве, о предательстве и стойкости духа, о детстве и ужасах войны, о детском героизме и о любви к родной земле, о необходимости чтения военной литературы. Проникновенно звучало размышление Левковской Л.И. о детских судьбах фронтовых лет, никого не оставило равнодушным чтение Абрашиковой Н.Н. стихотворения о памяти.

 «Мы должны читать такие книги, чтобы нам не исказили нашу историю, чтобы мы помнили, кто мы такие, кто наши предки, какие подвиги они совершили!»— слова  кадета 6б класса Сусаева Романа стали ключевыми на этом мероприятии.

    Презентация завершилась обращением Саньковой Н.В. ко всем присутствующим: «Почему мы должны хранить нашу память о прошлом? Чтобы быть на этой земле, а не казаться! Мы должны хранить её в слове и в поступках! Мы должны учиться у своих предков, учиться быть Человеком, учиться любить родную землю, беречь и защищать её! И передавать всё это своим потомкам! Читайте, читайте книги умные и правильные, нужные, а жизнь, как утверждал Ф.М.Достоевский, сделает всё остальное!»

«Память должна быть живой!» Поздравление!

   Поздравляем призёров конкурса  литературного конкурса «Проба пера» среди  воспитанников довузовских образовательных учреждений государств — участников Содружества Независимых Государств. Конкурс проводился ГУК Вооруженных Сил Российской Федерации. В этом году он посвящен  Году защитника Отечества и 80 — летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

  Агайдаров Жанат и Чернов Михаил, кадеты 6е класса (преподаватель Санькова Н.В.), стали призёрами конкурса в номинации «Малая проза». Их рассказу «Память должна быть живой» присуждено 2 место! Сюжет рассказа составили реальные  события из жизни 6е класса: подготовка к празднованию 9 Мая, создание «взводного» Бессмертного полка»,  изучение рассказа Б.Васильева «Экспонат №». Авторы сохранили настоящие имена всех героев рассказа.

 Пожелаем юным авторам и их наставнику дальнейших успехов и новых побед!

Птицы сильны крыльями, а люди —дружбой

   Как война меняет жизнь людей? Какие испытания выпадают на долю детей? Что помогает людям выжить и остаться людьми? На эти вопросы искали ответы кадеты 71 и 75 взводов (преподаватели Асеева Д.В., Самотаева Н.А.).
В ходе летней практики они познакомились с экранизацией повести башкирского писателя Мустая Карима «Радость нашего дома» — фильмом «Сестрёнка»   
Воспитанники погрузились в атмосферу картины, увидев жизнь людей в небольшой деревне. Фильм вызвал живой эмоциональный отклик у каждого. Особое внимание кадет привлекли поступки главных героев, их взаимоотношения.
Оксана, оказавшаяся после тяжелых испытаний военного времени в чужой семье, не сразу привыкла к новому месту. «Она чувствовала себя сначала плохо, но позже освоилась и даже начала понимать башкирский язык», — заметил Байтлеуов Асхат.  Юрасов Дамир отметил мужество и отвагу шестилетнего Ямиля, который бросился в воду за башмачками Оксаны, несмотря на неумение плавать.
«Приезд отца Оксаны запомнился мне больше всего. Сначала девочка увидела свою собаку. И совсем потеряла дар речи, увидев своего отца», — обратил внимание Мельников Артём.
Обсуждение картины прошло продуктивно, воспитанники активно высказывались, анализировали мотивы поступков героев.
Кадеты пришли к выводу, что фильм «Сестрёнка» — это не только история о военном детстве, но и глубокий рассказ о силе человеческого духа, милосердии, ответственности за ближнего даже в самые тёмные времена. Каждый отметил, что необходимо помнить о тяжелых испытаниях военного времени, помнить, что единение и взаимовыручка, человечность и отзывчивость — самые главные законы человеческого общежития.

Быть отцом солдата…

   В рамках летней учебной практики кадеты 6е класса познакомились с одним из лучших фильмов о войне — «Отец солдата» (1964 г.) (преподаватели Санькова Н.В., Ярышева Г.Н.). В фильме   звучит  ирония и грусть, философское осмысление враждебности войны человеческой природе,  глубокий невыразимый трагизм.

  Человек-труженик, человек-созидатель, отец ушедшего на фронт сына ищет его и в этих поисках  доходит до Берлина, сражаясь, по-отцовски относясь к солдатам, к родной земле. Герой находит сына, в последнем сражении у поверженного рейхстага он успевает проститься с ним и закрыть ему глаза. Его сын — танкист, командир экипажа, Герой Советского Союза. Сердце отца полно гордости за сына и неизбывного отцовского горя…

 После просмотра фильма ребята поделились отзывами, отметили особую пронзительность фильма, трогательность, звучание идеи человечности в фильме. В завершении выполнили письменную работу.

 «Мне очень понравился фильм. Мне жалко старого отца. Но его сын Герой! И отец с мужеством это принимает. И с гордостью. Потому что мужчина — это прежде всего защитник» — Чернов Михаил.

  «Самый пронзительный эпизод в фильме — это когда отец бежит к раненому сыну, чтобы его спасти. Бежит сквозь стрельбу, взрывы. Он его так долго искал! Но сын умер у него на руках. Этот эпизод символизирует любовь, которая продолжает жить во время войны и ни при каких условиях не может погаснуть!»- Агайдаров Жанат.

1000004018

Живая классика для ВСЕХ…

Живая классика для ВСЕХ…

Для отличников и бунтарей, для детей и взрослых, для кадет и их родителей!

 

    24 мая 2025 года в рамках проекта «Живая классика» кадеты 8 курса вместе с преподавателями-наставниками Асеевой Дарьей Владимировной, Дудко Татьяной Александровной, Еремеевой Ларисой Владимировной, Ярышевой Гулиёй Назымовной провели для родителей мероприятие «О войне мне книга рассказала».

    Участники и гости мероприятия смогли ощутить особую и неповторимую атмосферу единения душ, стать частью необыкновенного, поистине волшебного пространства живой классики. Семиклассники и их наставники читали фрагменты из художественных произведений о Великой Отечественной войне.  Окопная жизнь солдат, судьбы батальонов, роты, внутренний мир бойца, его мысли и переживания… Человеческие судьбы нечеловеческой войны… Всё отражено на страницах художественных произведений, прочитанных семиклассниками со сцены. М. Шолохов «Они сражались за Родину, Б. Васильев «В списках не значился», В. Катаев «Флаг», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Л. Савельев «Дом Павлова», М. Карим «Радость нашего дома», А. Твардовский «Василий Тёркин», О. Берггольц «Ленинградская поэма», Р. Рождественский «Реквием» – пронзительные строки этих произведений звучали со сцены в исполнении кадет. Преподаватель Г.Н. Ярышева и кадет 83 взвода Ахметов Риналь показали свои таланты в художественном чтении на башкирском языке, выразительно исполнив фрагмент из повести «Радость нашего дома» Мустая Карима.

   Кадетам очень важно поделиться с близкими людьми своими успехами. Родители не сдерживали своих эмоций, со слезами на глазах слушали каждое выступление.

   Этот насыщенное эмоциями мероприятие стало для кадет не только культурным событием, но и источником вдохновения.

   Праздник чтения состоялся!   Вместе мы делаем очень серьёзное и важное дело – воспитываем Человека и Гражданина!

Подведены итоги…

   На базе Петрозаводского президентского кадетского училища состоялась II Открытая (с международным участием) научно-практическая конференция «Офицеры и ополченцы русской словесности XVIII-XXI веков».

   В тематическом направлении «Специальная военная операция, участие в боевых действиях против террористических формирований и их отражение в отечественной литературе и журналистике» представил свою работу (тема  «Отражение образа России в литературе периода специальной военной операции»)  кадет 9б класса Александров Илья (руководитель Ярышева Г.Н.). Результат — диплом 1 степени и специальный диплом в номинации «Комплексное раскрытие проблемы».

   В ходе исследования кадету удалось доказать, что понятие «Россия»,  представляющее собой сложное художественно-лингвистическое образование, в настоящее время претерпевает смысловое наполнение.  Этот процесс находит отражение в специфике современной художественной литературы. Современная русская поэзия (были проанализированы стихотворения из поэтических подборок – интернет-источников: Союз писателей России. Стихи из огня, посвященный солдатам и офицерам российской армии – участникам спецоперации на Украине; Стихи о России — библиотека современных произведений о России, о Родине, родном крае и др.) пронизана любовью к родине, которая по праву считается неотъемлемой чертой русского национального характера. Темы «Родина – непобедимое государство; земля, вызывающая чувство гордости; многострадальная земля; вера в будущее родины» в поэтическом сообществе непрофессиональных поэтов  актуальны и отражают тревогу людей за ситуацию на Украине, страх за российских солдат, за Родину.

   Важное место занимают сегодня следующие ассоциации на слово-стимул РОССИЯ: Родина, Путин, сила, гордость, независимая, могучая, патриотизм,  Отечество,  великая, держава, мощь,  боль в сердце, многострадальная,  вера в будущее родины.

Поздравляем  кадета и его наставника и желаем новых творческих успехов!!!

«В начале было Слово…»

 

   День филолога — профессиональный праздник людей, посвятивших свою жизнь филологии. В России праздник отмечают вслед за Днем славянской письменности и культуры — 25 мая. Праздник отмечается не только в России, но и в ряде других стран.

Преподаватели русского языка и литературы поздравляют коллег — словесников, желают новых свершений и чудных открытий, которыми полнится русский язык, и всех призывают бережно и чутко относится к родному языку, хранить его сокровищницу! Язык есть история народа, есть путь цивилизации! Нет языка — нет и народа, нет нации!

Аз. Буки. Веди. «Я буквы ведаю…»

   24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Этот день приурочен  ко  дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, создателей славянской письменности.

 Урок русского языка в 6д классе (преподаватель Санькова Н.В.) сегодня был посвящен истории кириллицы — алфавита, созданного Мефодием и Кириллом. «ДНК России. Код Кирилла» — тема урока.

   Ребята познакомились с древнерусской азбукой, прослушали чтение на древнерусском языке, узнали, что каждая буква кириллицы обладала несколькими значениями, а некоторые буквы — числовым значением. Совершенно новой информацией для кадет стало сообщение  о том, что каждая буква кириллицы обладала ещё и образным значением, что древнерусская буквица содержит духовные  формулы, определяющие жизнь русского мира.

 Особенно интересным стало практическое задание: взяв за основу образное значение буквиц кириллицы, нужно было разгадать в собственном имени своё предназначение!!! Кадеты с большим удовольствием делились своими маленькими «открытиями»!

 

Пусть победит сильнейший!

   Бои за грамотность на 8 учебном курсе завершены! Время поводить итоги года!  За учебный год проведено 6 раундов. Каждый раунд — это точка роста для кадет, которые занимаются развитием грамотности. Кадеты выучили 250 коварных наречий!!!

   Определены победители орфографических боёв:

I место – 86 взвод

II место разделили 84 и 85 взводы

III место – 83 взвод

   Взять реванш удалось кадетам 86 взвода! В 6 классе они заняли 3 место в орфографических боях и год спустя оказались на первом месте! Кадеты 85 взвода тоже взяли реванш у соперников и заняли в этом году второе место!  Поздравляем победителей и желаем дальнейшего совершенствования грамотности!

Кадеты, которые в каждом раунде показывали достойные результаты:

81: Кильметьев Богдан, Рудаков Александр

82: Силютин Артём, Антипин Павел

83: Симкин Ярослав

84:Кузема Алексей, Ильин Роман

85: Жадько Даниил, Поваляев Даниил

86: Брыль Даниил, Кадкин Артём, Рыжих Святослав Харшин Владислав

   Преподаватели желают вам не останавливаться на достигнутом и стремиться к новым победам!

   Преподаватели отметили кадет, которые смогли значительно улучшить свой результат. В номинации «Личные достижения» победили Зимин Ярослав (82 взвод) и Боев Виктор (86 взвод).

    В следующем году курс по подготовке чемпионов продолжится! Преподаватели Еремеева Л.В., Асеева Д.В., Дудко Т.А., Ярышева Г.Н. подготовят новые задания. Пусть победит сильнейший!