Удивиться и …понять!

   Открытый урок русского языка «Причастие как часть речи» прошёл в 7Е классе (преподаватель Голощапова Галина Алексеевна), он был посвящён знакомству с новой для семиклассников частью речи.

  В течение  всего урока формировались не только предметные, но и метапредметные умения: кадеты проводили параллели с литературой, с математикой, продемонстрировали общие знания в социальных аспектах жизни. Урок был приурочен ко  Дню открытия Царскосельского лицея, и тесты для определения целей и задач урока были связаны с этим событием. Кадеты сравнили лицеистов, уровень их образования с уровнем кадетского образования и развития, говорили о кадетском братстве.

   Чтобы урок получился интересным, преподаватель должен уметь удивлять и удивляться сам. Кадеты удивились, что слово «причастие» имеет два значения, одно из которых связано с христианским церковным обрядом, что различие в значениях обусловило разный морфемный состав слов. Слова похожи на лего. Их тоже  можно разбирать на детальки – а можно, наоборот, соединять друг с другом в более сложные конструкции. На уроке говорили  о детальках, из которых состоят слова: приставках, корнях, суффиксах и окончаниях.  Кадеты учились опознавать в словах эти части: это позволит им  легче понимать, изменять и образовывать слова новой для них части речи. А при написании слова они будут  знать, в какой из его частей возникает трудность,  – и быстрее разберутся с ней.

  Верным  помощником  в создании увлекательного контента стала наглядность. Преподаватель объяснял материал на основе яблока: зелёного, созревающего, созревшего, разгрызенного, разрезанного….

   Тема, которой был посвящён урок, — одна из наиболее сложных в русском языке, она представлена в тестах ЕГЭ по русскому языку, поэтому важно, чтобы с первого урока кадеты поняли и морфологические, и грамматические признаки причастия.