Как-то героиня повести И. Пивоваровой « О чем думает моя голова?» сказала: «Приставки… Суффиксы… Суффиксы… Приставки… Скукотища какая! Вот за окном мяукает кошка. Интересно, чего она мяукает, на хвост ей наступили, что ли?» Кадеты первого курса решили на деле доказать, что изучать русский язык можно без скуки, даже такие его «невеселые» темы, как «Обращение» и «Вводные слова».
На уроке мальчишки работали с текстом замечательного писателя Эдуарда Успенского, в котором он задает вопрос, может ли бабушка, стоящая на одном берегу Волги, переплыть реку шириной в один километр, чтобы оказаться на другом берегу рядом с любимым внуком?
Мнения мальчишек разделились. В связи с этим были созданы творческие группы, которые включали в себя капитана, генератора идей, знатока, писаря и оратора, с трибуны отстаивавших свою точку зрения, предварительно коллективно придумав текст. При этом непременным условием было использование как можно большего числа обращений и вводных слов. Каждая из выступавших четырех групп оказалась на высоте, но совсем не допустила ошибок по изучаемой теме команда, капитаном которой был Ян Попов. Ему активно помогали одноклассники Даниил Канин, Виктор Колосов, Максим Губарев, Глеб Кузьмин. Им в игре досталась роль тех, кто не верит в возможности бабушки. И текст с использованием заданных синтаксических конструкций выглядел так:
«Уважаемые коллеги, позвольте представить ряд возражений. Во-первых, бабушка – пожилой и слабый человек. Как ей одолеть целый километр реки с холодной водой? Во-вторых, зная географию, друзья, можно не сомневаться в том, что старую женщину снесло бы течением. В-третьих, бабушка может уже не помнить, умеет она плавать или нет. В-четвертых, для такого заплыва, товарищи, бесспорно, нужна хорошая тренировка. Конечно, у бабушки нет такой подготовки. Итак, друзья, наш вывод: бабушка не смогла бы переплыть реку. Просим считать наш проект завершенным».
Данной команде возражали оппоненты:
«Мы уверяем вас, друзья, что бабушка вполне могла переплыть реку. Поскольку в тексте не сказано, какого она возраста и телосложения, мы , конечно, можем предположить, что бабушка в хорошей спортивной форме. По нашему мнению, никто не обратил внимания на тот факт, что в тексте не указано, как именно бабушка преодолевает путь: она, коллеги, могла бы переплыть Волгу и на лодке, и на пароме! Еще одно наше убеждение: климат меняется, из-за постоянной жары река, несомненно, в некоторых местах обмелела. Конечно, вы, дорогие товарищи, можете нас начать переубеждать, но если в данном месте Волги слабое течение, то для спортивной бабушки преград нет. В итоге, друзья, мы думаем, что бабушка, бесспорно, смогла переплыть реку».
Очень хочется верить, что после такого занятия-спора знаки пунктуации и правила их расстановки станут еще понятнее, а ошибки исчезнут совсем!