01 марта | 450 лет со дня выхода в свет первой русской печатной книги «Апостол» в г.Москва (01.03.1564) |
03 марта | Всемирный день писателя (1986)3 марта по решению конгресса от 1986 года Международного ПЕН-клуба отмечается Всемирный день писателя.
ПЕН-клуб — это организация поэтов-романистов, которая была основана в Лондоне еще в 1921 году. Инициатором учреждения данной структуры была английская писательница Кэтрин Эми Доусон-Скотт. Самый первый состав ПЕН-клуба возглавил Джон Голсуорси. В названии организации используется аббревиатура, которая была образована первыми буквами английских слов: поэты — Poets, очеркисты — Essayists, романисты — Novelists. Кроме этого, сама аббревиатура образует другое английское слово pen (ручка), которая также имеет непосредственное отношение к писательству. После первого конгресса ПЕН-клуба Лондона региональные центры этой организации появились в 11 странах мира. Все структурные подразделения ПЕН-клуба выступают за принципы свободного распространения информации на территории всей планеты. Лучше поздно, чем никогда!Именно такими словами хочется охарактеризовать столь позднее появление этого праздника. Судите сами, писатели появились ещё до того, как была изобретена письменность. Имена древних представителей этой творческой профессии просто не сохранились, так как их произведения передавались из уст в уста. Долгое время писательство вообще считалось неким хобби, которое не стоит никаких денег и вообще не может продаваться, поскольку является чем-то высшим, исходящим от бога. Продавать произведение искусства — настоящее кощунство! Тем не менее духовному приходится всегда сталкиваться с жестокой реальностью, которая обычно и побеждает. Писателя должны кормить его произведения, иначе человечество останется совсем без литературы. Это понимали все, кто однажды и навсегда принимал решение стать писателем. Ведь только тем, кто никогда не написал ни строчки, может показаться, как пушкинскому книгопродавцу, что Стишки для вас одна забава,
И до сих пор ещё появляются дискуссии, участники которых пытаются ответить на вопрос: писатель — это профессия или какое-то другое занятие? Тем не менее хорошо, что в конце XX века появился Всемирный день писателя, который и отмечается именно как профессиональный праздник, а не какой-нибудь иной. Как отмечают День писателя в России?Современные писатели ценят и отмечают Всемирный день писателя. В этот день или накануне организуются встречи писателей в региональных отделениях «Союза писателей России», проводятся различные выставки, конкурсы и гостиные в литературных музеях и публичных библиотеках, изучается мнение общественности о роли писателя в современном мире. Конечно, для многих этот праздник так и остаётся не замеченным. Например, в школах не принято даже упоминать как-то об этом дне, потому что приходится он на тот период, когда только что отмечался День защитника Отечества и нужно готовиться отметить Международный женский день. Ясно только одно: без писателей трудно представить себе нашу жизнь. А это значит, что Всемирный день писателя — важный праздник, о котором нужно вспоминать вовремя. |
03 марта | 115 лет со дня рождения русского и советского писателя-прозаика, поэта, драматурга, сатирика Юрия Карловича Олеша(03.03.1899 — 10.05.1960)115 лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши
«Олеша — один из тех писателей, которые 3 марта 2014 года исполняется 115 лет со дня рождения русского писателя Юрия Карловича Олеши (3 марта 1899 – 10 мая 1960). Писатель-прозаик, поэт, драматург и сатирик родился в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Детство и юность провёл в Одессе. Начало 20-х гг. прошлого века стало в Одессе временем, когда на авансцену вышли молодые прозаики и поэты, составлявшие позже славу советской литературы: И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Э. Багрицкий и др. Вместе с ними начинал и Ю. Олеша. В 1922 г. он переселился в Москву, работал в железнодорожной газете «Гудок», где выступал со стихотворными фельетонами под псевдонимом «Зубило». В 1924 году Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение— роман-сказку «Три толстяка». В книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей («толстяков») в выдуманной стране. Сказка про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным. Романтическая сказка «Три Толстяка» – одно из немногих произведений Юрия Олеши, но самое любимое и читаемое. Книга переведена на 17 языков. В 1963 году на основе романа-сказки был создан мультфильм, а в 1966-м – кинофильм. Режиссёром и одним из главных персонажей фильма – гимнастом Тибулом – стал Алексей Баталов. В январе 2014 года знаменитому роману Ю. Олеши «Три Толстяка» исполнилось 90 лет. Значительная в художественном отношении повесть «Зависть» (1927), одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России, выдвинула Ю. Олешу в первые ряды советских писателей. Позднее повесть была переделана автором в пьесу «Заговор чувств». Сборник «Вишнёвая косточка» (1931 ) объединил рассказы автора разных лет. Тогда же писатель дебютировал как драматург: московский Театр имени Мейерхольда поставил его пьесу «Список благодеяний». В 1934 г. появилась киноповесть «Строгий юноша». После её выхода писатель публиковал только статьи, рецензии, заметки, зарисовки и лишь иногда — рассказы. Его перу принадлежат воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чьё творчество Юрий Карлович особенно ценил (Стендале, А. Чехове, М. Твене и др.). По сценариям Ю. Олеши поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина». Для Театра имени Евгения Вахтангова в Москве он создал инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В последние годы жизни Ю. Олеша вёл автобиографические и дневниковые записи под условным названием «Ни дня без строчки» (опубликована в 1961 году после смерти писателя). Дополненное издание «Книга прощания» (1999). Книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. |
03 марта | 85 лет со дня рождения советской и российской детской писательницы, поэтессы, переводчика Ирины Петровны Токмаковой (03.03.1929 — ) 85 лет со дня рождения детской писательницы, поэтессы, переводчика — Ирины Токмаковой Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей».Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательские способности у нее отсутствуют. С золотой медалью окончила школу. В 1953 году после окончания филологического факультета МГУ, поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию и работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына, но муж отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги. А затем очень скоро вышел и сборник собственных стихов Ирины Токмаковой для детей – «Деревья».Эта небольшая книжка сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки.Также перу Токмаковой принадлежат несколько образовательных повестей-сказок для детей дошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов. Еще она переводит и с других европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.
Ирина Токмакова является лауреатом Государственной премии России за произведения для детей и юношества и Российской литературной премии имени Александра Грина. |
05 марта | 95 лет со дня рождения советского поэта, автора многих популярных песен Алексея Ивановича Фатьянова (05.03.1919 — 13.09.1959)В конце 1920-х годов Алексей Фатьянов был зачислен в театральную школу при Центральном театре Красной Армии. За годы обучения он постоянно играл в спектаклях театра.1940 году Фатьянов направлен на службу в ансамбль Орловского военного округа. В самом начале войны, выходя из окружения, Александр Фатьянов был ранен. После этого он некоторое время выступал сКраснознаменным ансамблем песни и пляски имени Александрова, но по ложному доносу попал в штрафной батальон. В составе штрафбата он был во второй раз ранен в боях за Секешефехервар (Венгрия) и затем оправдан.Фатьянов был не только поэтом, но также и артистом, играл на аккордеоне и фортепиано, обладал певческим голосом. На творческих вечерах он, наряду с декламацией своих стихотворений, пел песни на свои собственные стихи, которые тогда были очень популярны.Послевоенные песни Фатьянова, такие, как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» бесхитростные и мелодичные, опираются на фольклорные традиции, звучат во всех популярных фильмах («Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Дом, в котором я живу») и завоёвывают большую популярность. Тем не менее, при жизни Фатьянова вышла только одна небольшая книга его стихов «Поёт гармонь» (1955), а широко они стали издаваться только в 1960—1980 годах.Стихи Фатьянова простые, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов — один из тончайших советских лириков, его герои — простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали песнями, популярными на протяжении более чем 60 лет, надолго пережившими автора. Среди них — песни из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин» («Если б гармошка умела…», «Шла с ученья третья рота»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придёт, не знаю…»), «Свадьба с приданным» («Хвастать, милая, не стану…»), «Дом, в котором я живу».Скоропостижно Алексей Иванович скончался в 1959 году. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. |
06 марта | 105 лет со дня рождения польского сатирика и поэта, прославившегося благодаря своим метким афоризмам Станислава Ежи Лец (06.03.1909 — 07.05.1966)
Станислав Ежи Лец— выдающийся польский сатирик еврейского происхождения, поэт, афорист XX века. «Лец» — на иврите «шут». Польский поэт. Родился во Львове, крупном культурном центре польской Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Отец будущего писателя, родовитый австрийский дворянин Бенон де Туш-Летц умер, когда сын был еще ребенком. Его воспитанием занялась мать —урожденная Аделя Сафрин, представительница польской интеллигенции, высоко ценившей образование и культуру. Начальное образование получил в австрийской столице, так как приближение фронта (шла Первая мировая война) заставило семью переехать в Вену, а затем завершил его во львовской евангелической школе. Изучал юриспруденцию в университете Яна Казимежа во Львове. В студенческую пору начинает литературную деятельность, сойдясь с коллегами, живо интересующимися творчеством. В 1929 г. в литературном приложении к популярной тогда газете «Иллюстрированный Ежедневный Курьер» было напечатано его дебютное стихотворение «Весна». В 1933 г. во Львове выходит первый поэтический томик Леца «Цвета». Переехав в Варшаву, Лец регулярно публикуется в «Варшавском цирюльнике», становится постоянным автором «Шпилек», его произведения помещают на своих страницах многие литературные журналы. В 1936 г. он организовал литературное кабаре «Театр Пересмешников». В этот период он начинает сотрудничать с варшавской газетой «Популярный Ежедневник» — политическим изданием, пропагандировавшим идею создания антифашистского народного фронта. После приостановки властями издания газеты, чтобы избежать грозившего ему ареста, Лец выехал в Румынию. В 1941—1943 гг. находился в концлагере под Тернополем. С места предстоявшего расстрела сбежал в Варшаву, где работал в подполье редактором военных газет Гвардии Людовой и Армии Людовой. Потом ушел к партизанам, сражавшимся в Люблинском воеводстве, после чего воевал в рядах регулярной армии. В 1945 г., поселившись в Лодзи, Леи, вместе с друзьями — поэтом Леоном Пастернаком и художником-карикатуристом Ежи Зарубой возрождает издание юмористического журнала «Шпильки». На следующий год вышел его стихотворный сборник «Полевой блокнот», включавший стихи военных лет. В 1946 г. был направлен в Вену в качестве атташе по вопросам культуры политической миссии Польской Республики. В 1950 г. принимает трудное для себя решение уехать в Израиль. В 1952 г. вернулся в Польшу и сполна получил от властей за демонстрацию своей политической оппозиционности и свободомыслия. В течение ряда лет действует негласный запрет на публикацию его произведений. Единственной оплачиваемой формой литературного труда становится для него переводческая работа. Первой из прежде задержанных публикаций была «Иерусалимская рукопись». Последние поэтические томики Леца — «Насмехаюсь и спрашиваю про дорогу», «Авелю и Каину», «Объявление о розыске», «Поэмы, готовые к прыжку», цикл «Ксения», состоящий из коротких лирико-философских стихотворений, и серия прозаических миниатюр «Маленькие мифы». После долгой, неизлечимой болезни, давно сознавая свою обреченность, Станислав Ежи Лец скончался 7 мая 1966 г. в Варшаве. |
07 мта | 90 лет со дня рождения японского писателя Абэ Кобо (07.03.1924 — 22.01.1993)
Жизнь японского авангардиста Абэ Кобо 安部公房 — псевдоним; настоящее имя — Абэ Кимифуса 1924–1993, Япония Родился 7 марта 1924 в Токио. Детство и юность Абэ провел в Маньчжурии, где его отец работал на медицинском факультете Мукденского университета. В 1943 г., в разгар войны, по настоянию отца он едет в Токио и поступает на медицинский факультет Токийского императорского университета, но через год возвращается в Мукден, где становится свидетелем поражения Японии. В 1946 г. Абэ вновь едет в Токио, чтобы продолжить образование, но не хватает денег, да и врачом он становиться не очень хотел. Тем не менее в 1948 г. Абэ заканчивает учебу и получает диплом. Не проработав и дня врачом, он избирает литературное поприще. К этому времени относятся его ранние произведения, в которых воплощены впечатления его детских лет от пребывания в стране другой культуры, — «Дорожный знак в конце улицы» (1948) и другие В 1951 г. вышла повесть Абэ «Стена. Преступление S. Кармы» (яп. 壁―S・カルマ氏の犯罪?), принесшая писателю литературную известность и удостоенная высшей в Японии литературной премии — премии Акутагавы. В дальнейшем Абэ Кобо расширил повесть, добавив ещё две части: «Барсук с Вавилонской башни» и «Красный кокон». Неустроенность, одиночество личности — вот лейтмотив «Стены». Эта повесть определила писательскую судьбу Абэ. Как всякий молодой человек его поколения, он испытал увлечение политикой, был даже членом японской Компартии, из которой вышел в знак протеста против ввода советских войск в Венгрию. Отойдя от политики, Абэ целиком отдался литературе и создал произведения, принесшие ему мировую известность. Опубликование «Четвертого ледникового периода» (яп. 第四間氷期?) (1958), соединившего в себе черты научной фантастики, детективного жанра и западноевропейского интеллектуального романа, окончательно укрепило положение Абэ в японской литературе. Всемирную славу принесли писателю появившиеся один за другим романы «Женщина в песках» (яп. 砂の女?) (1962), «Чужое лицо» (яп. 他人の顔?) (1964) и «Сожженная карта» (яп. 燃えつきた地図?) (1967). После их появления об Абэ заговорили как об одном из тех, кто вершит судьбы не только японской, но и мировой литературы. Эти романы Абэ занимают центральное место в его творчестве. И по времени создания, и по содержанию к ним примыкают романы «Человек-ящик» (яп. 箱男?) (1973), «Тайное свидание» яп. 密会?) (1977), «Вошедшие в ковчег» (1984). Одним из важнейших моментов, определивших его литературные, да и жизненные, позиции, было прекрасное знание мировой литературы, в том числе русской, а может быть, в первую очередь русской. Он писал: «Еще в школьные годы я был очарован творчеством двух гигантов русской литературы — Гоголя и Достоевского. Я прочитал почти все написанное ими, и не один раз, и причисляю себя к их ученикам. Особенно большое влияние оказал на меня Гоголь. Переплетение вымысла и реальности, благодаря чему реальность предстает предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю, научившему меня этому». Абэ Кобо был не просто литератором; он прослыл человеком разнообразных способностей и дарований, прекрасно разбирающимся в классической музыке, языковедом и фотографом. Абэ не только прозаик, но и драматург, и сценарист. Его пьесы «Мужчина, превратившийся в палку» (1957), «Призраки среди нас» (1958) и другие переведены на многие языки мира. Одиннадцать лет — с 1969-го по 1980 г. — Абэ Кобо владел и управлял своей собственной студией. За эти годы он как режиссер поставил множество спектаклей, таких, например, как «Рыбка-фальшивка», «Чемодан», «Друзья» и др. Помимо того, что труппа актеров под руководством Абэ с триумфом выступала в Японии, она совершала турне по США и Европе, причем также с невероятным успехом. Многие романы Абэ экранизированы. Биографы всегда испытывали трудности, описывая жизнь Кобо Абэ. По сути, его биография была лишена каких-либо ярких событий. Образ жизни он вел замкнутый, людей посторонних к себе не подпускал, не жаловал журналистов, жил настоящим затворником в уединенном коттедже в районе горного курорта Хаконэ. Да и друзей у писателя по-настоящему не было. Он сам признавался: «Не люблю людей. Я — один. И преимущество мое в том, что в отличие от многих я хорошо это понимаю». В 1992 г. писатель был одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе. И только скоропостижная смерть 12 января 1993 г. лишила его этой награды. Сегодня в Японии у Кобо Абэ репутация скорее писателя элитарного, чем популярного. |
09 марта | 200 лет со дня рождения украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко (09.03.1814 — 10.03.1861) |
11 марта | 470 лет со дня рождения крупнейшего итальянского поэта Торквато Тассо (11.03.1544 — 25.04.1595) |
11 марта | 145 лет со дня смерти русского писателя-прозаика Одоевского Владимира Федоровича (13.08.1803 — 11.03.1869) |
13 марта | Открывается Лейпцигская книжная ярмарка (Leipziger Buchmesse) |
14 марта | 20 лет со дня смерти поэта-песенника Игоря Давыдовича Шаферана (13.02.1932 — 14.03.1994) |
16 марта | 130 лет со дня рождения русского и советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (16.03.1884 — 06.01.1942) |
16 марта | 175 лет со дня рождения французского поэта и эссеиста, Нобелевского лауреата Сюлли-Прюдом (настоящее имя — Рене Франсуа Арман Прюдом) (16.03.1839 — 06.09.1907) |
18 марта | 380 лет со дня рождения французской писательницы Мари Мадлен де Лафайет (урождённая Мари Мадлен Пиош де Ла Вернь) (18.03.1634 — 25.05.1693) |
21 марта | Всемирный день поэзии (1999) |
26 марта | 65 лет со дня рождения немецкого писателя и киносценариста Патрика Зюскинда (26.03.1949 — ) |
26 марта | 100 лет со дня рождения американского прозаика и драматурга Уильямса Теннеcси (имя при рождении — Томас Ланьер Уильямс III) (26.03.1914 — 25.02.1983) |
30 марта | 170 лет со дня рождения французского поэта, основоположника символизма Поля Варлен (30.03.1844 — 08.01.1896) |
30 марта | 55 лет со дня смерти русского мистика-духовидца, религиозного философа, писателя, поэта Даниил Леонидович Андреев, сына известного писателя Леонида Андреева (02.11.1906 — 30.03.1959) |
31 марта | Начало недели древнеиндийского эпоса «Рамаяна» |
31 марта | 15 лет со дня смерти советского лингвиста, расшифровавшего письмена майя Юрия Валентиновича Кнорозова (19.11.1922 — 31.03.1999) |